Глава 3
Эволюция Российского
государства и общества
в первой половине xix
века1
Петровские реформы ускорили
сближение России с Западной Европой, но в этом сближении долгое время
участвовали лишь высшие классы общества. Активно заимствовались внешние формы
европейской культуры: дети дворян воспитывались французскими гувернерами; в
«высшем обществе» говорили по-французски, увлекались французским театром и
французскими романами. Социокультурная пропасть между высшими и низшими
классами в России была огромной. Главная причина этого явления заключалась в
существовании крепостного права, которое давало знати возможность жить в
роскоши и окружать себя раболепной прислугой. Восприятие европейской культуры
тем не менее содействовало дальнейшему развитию вкуса и смягчению нравов.
Крестьянское сословие оставалось
верно своим старым обычаям, понятиям и преданиям. Грамотность довольно медленно
распространялась между крестьянами. В деревне преобладала традиционная русская
культура, находившая свое выражение в народных песнях, танцах, сказаниях.
Раздвоение господствовало в образе
жизни городского населения. В то время как купцы и мещане придерживались
старых обычаев, многочисленный класс мелких чиновников старался подражать в
образе жизни высшему обществу, заимствуя у него стремление к наружному лоску и
привычку жить не по средствам.
Рост национального самосознания,
ставший прямым следствием победы в войне 1812 г., во многом определил прогресс
и достижения отечественной культуры и науки.
Определенные успехи были достигнуты
в сфере народного образования. Расширялась сеть высших учебных заведений. Были
открыты университеты: Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Дерптский
(1802 г.), Вильненский (1803 г.; был закрыт после восстания 1830 г.,
вместо него открыт в 1834 г. Киевский), Петербургский (1819 г.). Близкий к
университетскому уровень знаний давали лицеи — Царскосельский под Петербургом,
Демидовский в Ярославле. Александр I открыл Лесной институт, при Николае I
были открыты Петербургский технологический институт, Московское техническое
училище, Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу
1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском центре. Если в начале XIX
века действовало 32 гимназии, то в 1840-х гг. было уже 76 гимназий; число
уездных училищ за тот же период возросло со 126 до 445. В первой половине XIX
века
в основных чертах сложилась система народного образования, принявшая следующий
вид: церковно-приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища —
начальная ступень; гимназии — средняя ступень; университеты и технические
учебные заведения — высшая ступень.
Значительные успехи были достигнуты
в науке. Мировое признание получили труды Н.И. Лобачевского (математика), Н.Н.
Зинина (химия), В.В. Петрова и Б.С. Якоби (электротехника). Выдающимся вкладом
в развитие не только исторической науки, но и литературного языка явилась
«История Государства Российского» Н.М. Карамзина. В 1803—1806 гг. И.Ф.
Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, а в
1821 г., также во время кругосветного путешествия, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев открыли шестую часть света — Антарктиду.
Для развития культуры и литературы
была характерна смена классицизма романтизмом, а затем реализмом. В стиле
классицизма созданы Казанский собор (архитектор А.Н. Воронихин), Адмиралтейство
(А.Д. Захаров), ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец
(К.И. Росси). В живописи традиции классицизма были представлены в работах
Ф.А. Бруни, Ф.И. Толстого. Наиболее известные произведения К.П. Брюллова, О.А.
Кипренского, В.А. Тропинина были пронизаны идеями романтизма. К тому же
времени относится небольшая картина П.А. Федотова «Сватовство майора»,
положившая начало реалистическому направлению в русской живописи.
С именем М.И. Глинки связано создание
русской национальной оперы, в основе его творчества лежала народная музыка. Эти
традиции нашли продолжение в сочинениях А.С. Даргомыжского.
Русская литература во времена
Александра I окончательно усвоила себе форму западно-европейской журналистики.
Звание писателя приобретает почет помимо его чина и состояния. Талантливые
писатели способствовали обработке литературного слова и развитию вкуса
читателей. В этом отношении особенно велики заслуги Н.М. Карамзина, который в
своих повестях и «Письмах русского путешественника» явился последователем и
распространителем современного ему сентиментального направления
западно-европейской литературы. Поэты его эпохи продолжали отчасти развивать
риторическое направление старой школы и возвышенный тон державинской поэзии
(В.А. Озеров, Н.И. Гнедич, И.И. Дмитриев).
Во второй четверти XIX столетия
наша литература приобретает более самостоятельный характер и начинает
сближаться с русской жизнью. Сатирическое направление достигает высокой степени
развития в комедии А.С. Грибоедова (который был русским посланником в Тегеране
и убит там возмутившеюся чернью в 1829 г.), в неподражаемых баснях И.А. Крылова
и особенно в художественных произведениях Н.В. Гоголя. Эти три писателя
выявляют темные стороны русского общества, особенно привычку скрывать
недостатки и выставлять свою деятельность в лучшем свете. Грибоедов в своей
комедии «Горе от ума» изобразил пустоту интересов и мелочность современного
московского «света». Крылов в форме коротких и чрезвычайно остроумных басен
метко оттенял разнообразные стороны русского быта. Он подражал французскому
баснописцу Лафонтену, но внес в свои басни столько оригинального русского духа,
что остался самобытным поэтом. Гоголь, родом украинец, в главных своих
произведениях (юмористическая поэма «Мертвые души» и комедия «Ревизор»)
воспроизвел яркие черты мира русских чиновников и помещиков. Юмор Гоголя
поражает читателя неистощимой веселостью, хотя в глубине своей отзывается
скорбными чувствами. Гоголь нашел себе многочисленных последователей («натуральная
школа»), которые придали нашей периодической литературе повествовательные формы
и изображали разные стороны русского быта в границах, определенных цензурными
постановлениями. Некоторые из них, например Тургенев, с особенною любовью
посвящали свой талант изображению крестьянского быта и мало-помалу вызвали
сочувствие образованного класса. Из романов исторического и патриотического
характера в эту эпоху выделяются произведения М.Н. Загоскина («Аскольдова
могила», «Юрий Милославский») и И.И. Лажечникова («Басурман», «Последний
новик»). В 1840-е гг. литературная критика приобретает силу и
оригинальность под пером даровитого В.Г. Белинского.
Поэзия, основанная на западных образцах, нашла своих
представителей в лице К.Н. Батюшкова, последователя германской романтической
школы В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Пушкин своим удивительным поэтическим
чутьем понял, какие богатства заключаются в народной словесности, которая в
первобытной, наивной форме раскрывает дух народа, его помыслы, его радости и
страдания. Он пытался найти источники вдохновения в народном эпосе, то есть в
песнях, сказаниях и преданиях. Содержанием поэзии Пушкина было настоящее и
прошлое русской жизни. В «Евгении Онегине» отразились черты современного
дворянского быта; чтение «Истории» Н.М. Карамзина вдохновило поэта написать
величественную историческую трагедию «Борис Годунов». Из других поэтов того
времени выделяются М.Ю. Лермонтов, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский
и А.В. Кольцов.