Глава 2
Российская империя
после петра i в xviii
веке.
«Просвещенный абсолютизм»1
ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ
Из правил многотеоретическоГО изучения
1. Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются три
теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое,
либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Каждая теория предлагает свое
понимание истории: имеет свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свою
литературу, свои объяснения исторических фактов.
литература различных
теорий
Учебная
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец
XVII—XIX вв.: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред.
А.Н.Сахарова. 4-е изд. М., 1998 (универсальная – синтез теорий). Вернадский Г.В. Русская история:
Учебник. М., 1997 (локальная). Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX —
начало ХХ вв.: Учебн. кн. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная). История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/
Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1975; Мунчаев
Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М.,
Андреева И. А. История России. М., 2001; Павленко Н. И., Кобрин В. Б.,
Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие
для вузов. М., 1989 (материалистическая).
Научная
1. Монографии: Анисимов Е.В., Эйдельман Н.Я. В борьбе за власть: Страницы
политической истории России XVIII в. М., 1988 (материалистическая). Брикнер А.Г. История Екатерины Второй: В
3 т. М., 1996 (либеральная). Каменский А.Б. Российская империя в
XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999 (либеральная). Карташов А.В.
История русской церкви: В 2 т. М., 1992—1993 (религиозная). Лотман Ю.М.
Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало
XIX вв.). СПб., 1994 (либеральная). Мыльников А.С. Искушение чудом: “Русский
принц”, его прототипы и двойники-самозванцы. Л., 1991 (либеральная). Эйдельман Н.Я.
Грань веков. М., 1986 (материалистическая).
Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).
2.
Статьи: Волкова И.В., Курукин И.В.
Феномен дворцовых переворотов в политической истории России в XVII–XX вв.//
Вопросы истории, 1995, № 5-6 (либеральная).
Гордин Я. Власть и
гвардия // Знание—сила. 1991, № 11-12 (либеральная). Каменский А.Б. Екатерина II. // Вопросы истории, 1989, № 3 (материалистическая). Мыльников
А.С. Петр III // Вопросы истории, 1991, № 4-5 (либеральная). Моряков В.И.
Поиск пути: Русская общественная мысль второй половины ХVIII в. о государстве
// История Отечества: люди, идеи, решения / Сост. С.В. Мироненко. М., 1991 (либеральная).
Запарий В. В., Личман Б. В.,
Нефедов С. А. Технологическая интерпретация новой истории России// Наука и образование в
стратегии национальной безопасности и регионального развития. Екатеринбург,
1999 (технологическая).
ОБЪЯСНЕНИЯ
исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ
иЗУЧЕНИЯ
Каждая теория выбирает из множества
исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь,
имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический
опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РОССИИ после петра
Религиозно-историческая
теория изучает движение человека к Богу.
В православной литературе данный
период, как и весь “петербургский период”, начиная с Петра I, оценивается
скорее отрицательно, нежели положительно.
В знаменитой книге протоиерея
Георгия Флоровского (1893—1979) “Пути Русского Богословия” содержится суровое
и беспощадное осуждение Петра Великого и его помощника в церковных делах
Феофана Прокоповича (1681—1736) за подчинение русской Церкви государству, за
превращение ее в орудие правительства, за подрыв ее духовной и нравственной
роли. В результате реформ Петра I, который игнорировал греко-византийские корни
православия, Церковь со своими служителями оказалась оторванной от живой
исторической традиции русского народа. Этот внутренний разрыв, по мнению Г.
Флоровского, произошел как на социальном, так и на психологическом уровнях и
помешал духовенству и Церкви играть созидательную, творческую роль в послепетровской
культуре.
Драматические последствия для церкви
и общества, по мнению Г. Флоровского, имело протестантское влияние, которое с
начала XVIII века сменило доминировавшее до того “латинское” влияние. Впрочем,
как считает протоиерей, вторжение в культуру идей протестантизма, навязанных
Просвещением, вызывало на протяжении столетия сопротивление и критику со
стороны формировавшейся русской интеллектуальной элиты. Ответом последней в
какой-то степени становился уход в мистицизм и масонство.