Глава 2
Российская империя
после петра i в xviii
веке.
«Просвещенный абсолютизм»1
В XVIII веке страна пережила
духовный переворот. Суть его заключалась в переходе от культуры преимущественно
традиционной, церковной и относительно замкнутой к культуре светской и
европейской, с все более вычленяемым личностным началом. В отличие от Западной
Европы этот переход был более поздним, более сжатым по времени (а отсюда и
противоречивым) и совпал с эпохой Просвещения.
Большие достижения императорского
периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в
национальной психологии. Европеизация в России принесла с собой новые
политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящими
и высшими классами общества прежде, чем они достигли народных масс.
Соответственно возник раскол между верхушкой и низами общества, между
«интеллектуалами» и «народом». Главная психологическая опора русского
государства — православная церковь — в конце XVII века была потрясена в своих
основах и постепенно теряла свое влияние, начиная с 1700 г. и до революции 1917
г., когда возникла угроза распада.
Прежде всего, в XVIII веке
произошли изменения в дворянских нравах. Любовь к роскоши, получившая начало
вместе с подражанием западным обычаям, сделала значительный шаг вперед в
царствование Елизаветы Петровны. Высшее русское общество старалось окружить
себя наружным блеском европейской цивилизации и усердно поклонялось западным
модам. Быстро распространялась привычка жить сверх своего состояния — привычка,
отличающая всегда полуобразованное общество. Женщина, освобожденная Петром из
своего терема, в особенности увлеклась этой роскошью и дорогими нарядами. Во
времена Елизаветы развитию роскоши между дамами высшего слоя способствовал
пример императрицы: она любила одеваться пышно и по несколько раз в день меняла
свой костюм. После кончины государыни в ее гардеробе, говорят, нашли более 15
тыс. платьев и соответствующее количество других принадлежностей туалета. При
Елизавете придворное искусство сделало заметные успехи. Так, Петербург в ее
царствование украсился великолепными зданиями, сооруженными по планам
итальянского архитектора графа Растрелли; между ними первое место занимает
Зимний дворец, построенный в конце елизаветинского царствования.
Между тем в большей части русского
общества господствовали почти те же патриархальные нравы, те же верования и
привычки, которые характеризуют Русь допетровскую. Воспитание юношества,
составляющее главную заботу образованных народов, мало продвинулось вперед
после Петра Великого. Между знатными людьми распространился обычай учить детей
иностранным языкам и вверять их иностранным гувернерам, которые редко владели
научными сведениями или нравственными достоинствами. Образование людей
небогатых по-прежнему ограничивалось церковно-славянскою грамотою. Учение их
обыкновенно начиналось с азбуки, продолжалось часословом и кончалось псалтирью.
Что касается тогдашнего быта
провинциальных дворян, то с этой темой нас близко знакомят «Записки» майора
М.В. Данилова. Первоначально Данилов учился грамоте у сельского пономаря,
который мучил детей продолжительным сидением на одном месте и весьма часто
употреблял розги, по-прежнему считавшиеся необходимою принадлежностью учения.
Впоследствии Данилов поступил в артиллерийскую московскую школу (учрежденную
для дворян-недорослей); тут учителем был штык-юнкер, который редкий день
приходил в школу не пьяный и учеников своих без пощады сек розгами. В детстве
автор «Записок» некоторое время гостил у своего родственника, данковского
воеводы. Когда наступали святки, воевода брал его вместе со своим сыном по
уезду «славить Христа» в сопровождении слуг с несколькими пустыми санями.
Каждый день сани возвращались к воеводе, наполненные хлебом и живыми курами.
Воеводские слуги при этом собирали птиц даже и с тех дворов, в которых мальчики
не славили. «Записки» упоминают о разбойниках, грабивших помещичьи дома, как о
явлении в то время самом обыкновенном (в разбоях иногда принимали участие и
сами помещики).
Другой дворянин, Болотов,
оставивший свои записки, также сообщает много любопытных подробностей о
провинциальном быте того времени. Например, в деревню к его матери приезжали
гостить знакомые мелкопоместные дворяне. Их увеселения были почти те же, что и
в XVII веке. «По утрам, — говорит Болотов, — у нас обыкновенно бывали праздничные
завтраки, там обеды, за ними почивание, там закуски и заедки, после того чаи, а
там ужины. Проснувшись, принимались опять за еду, и прочее тому подобное».
Многочисленные судебные процессы, дошедшие до нас, показывают, что взаимные
отношения соседних помещиков и их крестьян редко имели мирный характер, чему
способствовало отсутствие определенных границ (размежевания) для поместий.
Нападение на соседей, драки и насильственный захват земли были обычными
явлениями того времени.
В царствование Екатерины II влияние
французских обычаев и французской литературы на высшие классы общества делало
быстрые успехи. Влияние это заметно отразилось на смягчении нравов, чему немало
способствовал и просвещенный взгляд самой императрицы. Казни Петра и Анны
Иоанновны и сечение кнутом времен Елизаветы начинают переходить в область
преданий. Пытки хотя и употреблялись при судебных допросах, но производились
уже далеко не в таких размерах и не с такой жестокостью, как прежде.
После Петровской реформы усилилось
наружное разъединение между высшими и низшими классами народа; первые все более
и более усваивали иностранные обычаи, а вторые оставались верны обычаям и
понятиям Древней Руси. Господство крепостного права и отсутствие народных школ
полагали неодолимое препятствие к умственному просвещению и материальному
благосостоянию сельского населения.
Качественный скачок сделало
образование. В стране была создана целая сеть различных школ, военных и
гражданских специальных учебных заведений (начало которым положили Навигацкая,
Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище), формируется система
высшего образования: Московский университет (1755), Петербургское горное
училище (1773) и т.д. Московский университет имел три факультета: юридический,
медицинский и философский — и 10 профессоров. Для приготовления студентов при
университете были основаны две гимназии с сословным различием: одна для дворян,
другая для разночинцев. Первым куратором (попечителем) нового заведения был его
основатель И.И. Шувалов. В 1756 г. при университете начала издаваться газета
«Московские ведомости» по образцу «Петербургских ведомостей», издававшихся при
Академии наук. В 1757 г. стараниями того же Шувалова открыта в Петербурге
Академия художеств для образования русских архитекторов, живописцев и
скульпторов. Благодаря заботам И.И. Шувалова была также открыта гимназия в
Казани.
Впервые в широких масштабах стало
практиковаться обучение за границей (только при Петре I выехало более тысячи
человек). В результате в России не только распространились передовые знания, но
во второй половине столетия появилось первое образованное светски сословие —
дворянство. Этот результат особенно удивителен, учитывая, что еще в 1714 г.
Петр I вынужден был издать указ, запрещавший жениться необразованным молодым
дворянам.
Царствование Екатерины II отмечено
попытками создать стройную и постоянную систему общественных школ. С этой целью
она назначила Комиссию об учреждении народных училищ (1781). По плану комиссии
предложено было завести в уездных городах малые народные училища, а в
губернских — главные. Предполагалось также открытие новых университетов.
Для просвещения народа в
царствование Екатерины была создана система воспитательных и образовательных
учреждений (под руководством И.И. Бецкого). Строились они на принципах Руссо:
изолировать детей от испорченного общества и дать возможность природе воспитать
их честными, свободными и нравственно чистыми. С этой целью создавались
закрытые сословные училища: училище при Академии художеств, Общество двухсот
благородных девиц при Смольном институте, Воспитательные дома сирот и
незаконнорожденных в Москве и Петербурге, коммерческое училище (в столице),
реформировались шляхетные корпуса (военные училища).
Крупнейшим достижением России в
XVIII столетии явилось создание отечественной науки. Ее центром стала Академия
наук (1725), затем к ней прибавились Московский университет, Горное училище в
Петербурге и Российская академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка
и грамматики. Российская академия наук в отличие от западных академий полностью
содержалась на государственные средства. Это создало благоприятные условия для
широкого привлечения в страну зарубежных ученых. Среди них были такие светила
мировой науки, как Л. Эйлер и Д. Бернулли.
К середине века появляются и первые
русские ученые. Крупнейшим и самым разносторонним из них, своего рода русским
Леонардо да Винчи стал М.В. Ломоносов (1711—1765). Сфера его интересов
охватывала химию, физику, математику, геологию, географию, металлургию,
словесность, языкознание, историю и т.д. Он впервые в своеобразной
интерпретации сформулировал закон сохранения материи, сделал вывод о том, что
тепло есть молекулярное движение, опровергнув господствующую теорию теплорода.
Его «Российская грамматика» заложила основы современного русского языка.
В XVIII веке с помощью регулярных
экспедиций впервые началось всестороннее исследование страны, ее географии,
этнографии, истории и природных ресурсов. Заявила о себе и отечественная техническая
мысль. Ломоносов изобрел самопишущие метеорологические приборы, перископ, а
И.И. Ползунов в 1764—1765 гг., т.е. на два десятилетия раньше Д. Уатта, изобрел
первую паровую машину. К сожалению, это и ряд других изобретений остались
невостребованными.
XVIII век положил начало расцвету
русского искусства, историографии, театра, скульптуры, литературы и
архитектуры. Быстро формируется отечественная словесность, появляются первые
профессиональные литераторы. С выходом в свет газеты «Ведомости» (1702) в
России зарождается периодическая печать и журналистика.
В царствование Екатерины
осуществлялась грандиозная градостроительная программа: строились Тверь
(после пожара), Одесса, Севастополь, Николаев, Екатеринослав, Мариуполь.
Небывалого расцвета достигает гражданская архитектура. В первой половине века в
ней господствовало барокко, а во второй — классицизм. Крупнейшими архитекторами
были В. Растрелли (Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе,
Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец), В.И. Баженов (дом
Пашкова в Москве), М.Ф.Казаков (Сенат в Кремле, Голицынская больница — ныне 1-я
городская, здание Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома Союзов), И.Е.
Старов (Таврический дворец, Троицкий собор Александро-Невской лавры). В Петербурге
Екатерина II заложила Исаакиевский собор, строительство которого было завершено
во второй половине XIX века при Александре II. На площади против этого собора
она воздвигла памятник Петру Великому, изображающий императора на коне;
подножием ему служит гранитная скала (открыт в 1782 г.).
Начало массовому увлечению
коллекционированием положила сама Екатерина. Результатом собирательской мании
императрицы было рождение Эрмитажа. В Европе императрицей было куплено 1383
картины, в том числе полотна Рембрандта, Ван-Дейка, Мурильо, Тинторетто;
собрание гравюр насчитывало 80 тыс. листов, рисунков — 7 тыс. Были куплены
библиотеки Вольтера, Дидро, д’Аламбера, князя М.М. Щербатова, коллекция
рукописей историка Г.Ф. Миллера, положившие начало и Публичной библиотеке, и Архиву
древних актов.
Вместе с тем процессы быстрого обмирщения и
европеизации затрагивали в основном дворянские, городские «верхи», крестьянские
же «низы» по-прежнему придерживались традиционной системы ценностей. Таким
образом, начиная с Петровских реформ, в России происходит социокультурный4
раскол «низов» и «верхов» общества. Отныне их разделяют не только социальные
перегородки, но и быт, одежда, жилище и даже язык (особенно с началом увлечения
французским в высшем свете). Они отличаются теперь уже не столько
«количественно», как ранее, а «качественно», как проявление двух типов культур.