Глава 3
Восстановление и
расцвет
Московского царства
(xvii век)1
ТЕОРИИ
ИЗУЧЕНИЯ
Из правил многотеоретическоГО изучения
1.
Осмысление объективных исторических фактов субъективно.
2.
Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая
(направления: материалистическое, либеральное, технологическое),
локально-историческая.
3.
Каждая теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой
понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий
Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник.
М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки
по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под
ред. А.М. Панченко. М., 1996 (локальная). Ионов И. Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв.: Учебн. кн.
для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная). История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А.
Рыбакова. М., 1975;
Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История
России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История
России. М., 2001 (материалистическая).
Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с древнейших времен до
1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 1989 (материалистическая). Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с
древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова.
3-е изд. М., 1997 (универсальная
– синтез теорий).
Научная
1. Монографии:
Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в
России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1989 (материалистическая). Карташов
А.В. История русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993 (религиозная). Любавский М.К. Обзор истории русской
колонизации. М., 1996 (либеральная). Маньков А.Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России.
Л., 1980 (материалистическая). Сахаров
А.Н. Образование и развитие Российского государства XVI—XVII вв. М., 1969 (материалистическая). Черепнин Л.В.
Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. (материалистическая). Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная).
2.
Статьи: Медушевский А.Н. Российская
государственность ХVII—ХIХ вв. в сравнительно-историческом освещении // Вестник
высшей школы, 1990, № 1—4 (либеральная).
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ иЗУЧЕНИЯ
Каждая
теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою
причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии,
изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Религиозно-историческая теория
изучает движение человека к Богу.
В
трудах митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычев) (1921—1995) дана следующая
оценка периода: “Эпоха являет высочайший взлет русского духа, расцвет русской
святости”. Высоко оценивает Иоанн деятельность царя Алексея Михайловича,
отмечая “безмятежие его духовного мира, всепроникающую религиозную осмысленность
жизни”.
Представители
всемирно-исторической теории (С. М.
Соловьев, В. О. Ключевский и др.) обращали внимание на то, что монархия в XVII
веке была воссоздана после Смуты благодаря инициативе широчайших народных
масс, продемонстрировавших тем самым, что государство — не “царская вотчина”,
а предмет общей заботы всего народа. В некоторых сочинениях этот период
назван “бунташным веком”, но многие исследователи отмечали относительную
внутреннюю стабильность.
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Процессы
в России XVII века историки этого направления (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко,
Л. В. Черепнин и др.) трактуют как “дальнейшее развитие феодально-крепостнической
системы”. В материалистической литературе утвердилась характеристика
государственно-политического строя России в XVII веке как
сословно-представительской монархии. Политика присоединения территорий к
России рассматривается в русле материалистической концепции “развития
феодализма вширь”, что совпадало, по их мнению, с общенациональными
интересами государства.
Либеральное
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Либеральный
историк Р. Пайпс (наш современник) отмечает усиление деспотической власти в
XVII веке и считает, что Россия окончательно превратилась в вотчину своих
правителей, которые были настроены “бесконечно враждебно” к российскому
обществу. Созданную в XVII веке государственную систему он считает лишенной
ответственности перед своим народом и не выражавшей его интересы. Внешняя
политика России оценивается как захватническая, как составная часть реализации
агрессивной политической доктрины “Москва — третий Рим”. Все действия
московского правительства Р. Пайпс рассматривает как цепь усилий для
“взнуздания” населения; вообще история России
им представлена как процесс закрепощения и закабаления народа со
стороны государственных властей.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.
Историки
этой теории (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев и др.) в воссоздании государства
видели способность русского народа во главе с монархами “проявить единство
национального духа” и этим противостоять внешней агрессии со всех направлений.
Внешняя политика рассматривалась, с одной стороны, как продолжение борьбы с
агрессией католического и протестантского Запада, а с другой — как завершение
многовекового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии.
ЛиберальнОе НАПРАВЛЕНИе о служилой
системе
и крепостном праве
Особенностью социального
развития России с древнейших времен до наших дней является государственный
патернализм3 . Он зародился еще в эпоху “вотчинного”
государства — Московской Руси. В условиях, когда государство было собственником
земли и всех ресурсов, а все сословия так или иначе состояли на государственной
службе, вполне естественно, что государство возложило на себя заботу о
благосостоянии подданных; в свою очередь население привыкло ждать милости от
государственной власти, возлагая лишь на нее надежды на улучшение своего
положения.
ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
Христианские
историки (А. В. Карташов и др.) видят прообраз казачества в русских богатырях,
главной задачей которых издревле — со времен святого Владимира, если не раньше
— была защита русских рубежей от агрессии чужеземцев. Еще Илья Муромец в
былинах был назван “матерым казаком”. Казаки были, прежде всего,
пограничниками, без которых государство не могло обойтись ни в один период своего
существования. По этой логике, казачество было рождено на русской местной
почве.
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историк
М. Н. Покровский (1868—1932) писал: “Казацкие товарищества сложились главным
образом из беглых крестьян, холопов и горожан, укрывавшихся от крепостной
неволи и угнетения. С ними сливались группы военнослужилых людей, посланных для
защиты границ от татарских набегов”. Марксист Н.Л. Янчевский вообще отрицал феномен казачества. Так,
в работе с радикальным названием
“Разрушение легенды о казачестве”, вышедшей в 1931 году, он пишет, что не было
никаких казаков, а был сброд деклассированных элементов — грабителей и разбойников.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация.
Возникновение
казачества представляется как сложный процесс. Казачество родилось на базе
смешения степняков с выходцами из Руси, при этом среди степняков, по их мнению,
преобладал половецкий элемент. Л.Н. Гумилев (1912—1992) в образовании
казачества определяющим называет фактор пассионарности: “...ситуация на
границах была очень острой и предоставляла целеустремленным людям массу
возможностей для реализации своей избыточной энергии. ...на Дону образовался
особый субэтнос (впоследствии ставший этносом) — казаки. Они принимали к себе
любое количество беглых крестьян и чувствовали себя совершенно
самостоятельными”. Л. Гумилев возводил казачество к крестившимся тюркам.
ПРИЧИНЫ РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
В материалистической
литературе (А. Н. Сахаров, Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, Л. В. Черепнин и др.)
отмечается, что церковно-обрядовая реформа являлась социальным протестом
трудящихся против эксплуататоров, принявшим специфическую для средневековья
форму религиозной борьбы. Социальные низы выступили противниками официальной
церкви.
Либеральное
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Историки-либералы
(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) считают, что Патриарх Никон стремился избавить
русское православие от замкнутости, приблизив его к греческому образцу. При
этом — по примеру западнохристианской церкви — он хотел возвысить церковную
власть над светской. Раскол же произошел потому, что “фанатики-староверы” стали
с охранительно-консервативных позиций сопротивляться движению русской церкви к
европейским стандартам.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация.
Л.Н.
Гумилев (1912—1992), примеряя свою теорию пассионарности к эпохе церковного
раскола, утверждал, что эта эпоха соответствовала акматической фазе, для
которой характерны интеллектуальные споры. По Гумилеву, “уходила в прошлое
“светлая Русь” с ее относительным мировоззренческим и поведенческим единством.
Стране предстоял троякий выбор: изоляционизм (путь Аввакума); создание
теократической вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в
“концерт” европейских держав (выбор Петра)”. Церковный раскол и стал крайней
формой интеллектуальных споров, касавшихся путей дальнейшего развития России.
Локально-историческая теория о “присоЕДИНЕНИи”
Украины к России
В XVII веке
на территории Восточной Европы существовало два мощных, суверенных государства:
Российское и Речь Посполитая. На территории государства Речь Посполитая
началось сепаратистское движение, возглавляемое Богданом Хмельницким. Когда
государством Речь Посполитая сепаратистское движение Богдана Хмельницкого было
почти полностью подавлено, Богдан Хмельницкий обратился к соседнему Российскому
государству с просьбой о помощи. Российское государство, нарушив границы
суверенного государства Речь Посполитая, ввело на ее территорию войска и
захватило часть соседнего государства.
предмет
изучения + исторический факт =
теоретическая интерпретация
№ 1. Причины введения
крепостного права в России
Название |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Классовая борьба |
Основой феодальной
общественно-экономической формации является крепостное право. Развитие
крепостничества связано с распространением барщинного хозяйства и увеличением
отработочной ренты. Отмечается связь барщинного хозяйства с ростом
внутреннего рынка, побуждавшим помещиков производить хлеб как товар и
увеличивать в этих целях барскую запашку. |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Государство в общенациональных интересах закрепостило все сословия: прикрепив крестьян к земле, горожан – к посадам, дворян – к службе, которую они должны были выполнять в качестве обязательной воинской повинности. Впоследствии государство же раскрепощает сословия |
Технологическое направление |
Развитие
технологическое, научные открытия |
Зарождение
крепостного права связано с перениманием русскими царями османского порядка
государственной приписки крестьян к месту жительства (с целью упрощения сбора
налогов) |
Локально-историческая
|
Единство человечества и территории |
Активная внутренняя политика и укрепление границ явились причинами введения в конце XVI в. крепостного права |
№ 2. Причины
“воссоединения” Украины с Россией
Название |
Предмет
|
Интерпретации
факта
|
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
Воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Классовая борьба |
Присоединение Украины к России позволило объединить на большой
территории борьбу угнетенных против эксплуататоров |
Либеральное |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Отрыв Украины от западной демократической цивилизации и утверждение на ее землях восточного деспотического режима |
Локально-историческая |
Единство человечества и территории |
Завоевание одним государством – Россией – части территории другого государства – Речи Посполитой – в результате сепаратистского движения в последней |
№ 3. Проникновение
России в Сибирь
Название |
Предмет |
Интерпретации факта
|
Религиозно-историческая |
Движение человечества к Богу |
Распространение христианства в Сибири |
Всемирно-историческая
|
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Освоение Россией Сибири |
Локально-историческая
|
Единство народа и территории |
Завоевание Россией Сибири |
№ 4. Происхождение
казачества
Название |
Предмет изучения |
Интерпретации факта |
Религиозно-историческая (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
Прообраз казачества в русских богатырях. Защита русских рубежей |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Классовая борьба |
Казаки – беглые крестьяне, холопы, горожане, укрывавшиеся от крепостной неволи и угнетения |
Локально-историческая
|
Единство человечества и
территории |
Казаки – это слияние выходцев из Руси со степными народами. Особый этнос |
№ 5.
Церковно-обрядовая реформа Патриарха Никона
Название |
Предмет изучения |
Интерпретации факта
|
Религиозно-историческая |
Движение человечества к Богу |
Православная (официальная): Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию Старообрядческая: Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.) |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
|
Материалистическое направление |
Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба |
Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние. Классовая борьба приняла религиозную форму |
Либеральное направление |
Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод |
Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – этим
самым приблизить православную церковь к западному образцу |
Локально-историческая
|
Единство человечества и территории |
Акматическая фаза этногенеза, для которой характерны интеллектуальные споры. (Л. Н. Гумилев) |
Примечания
1 Глава написана с позиции локально-исторической теории.
2 Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. С одной стороны, крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме страны, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, с другой — консервировало неэффективные социально-экономические отношения.
3 Патернализм (от лат. paternus — отцовские, pater — отец) — система социальных отношений, основывающаяся на идее о монархе, президенте, ином правителе, как “отце” своих подданных, сограждан.