Глава 2
Царь Иван Грозный
и кризис государства1
Центральное
событие истории XVI века — опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 г., в
Московском государстве разгорелся и пылал, по образному выражению современника
этих событий князя Андрея Курбского, «пожар лютости», унесший десятки тысяч
человеческих жизней. Так что в памяти людей XVI века опричнина осталась таким
же символом людской мясорубки, как в нашей — 1937 год. И все же не случайно
символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ
было в это семилетие особенно велико.
Итак,
наступил 1564 г., последний доопричный год. Ситуация в стране была тревожной. В
апреле из Юрьева Ливонского (ныне г. Тарту) бежал в Великое княжество Литовское
опытный и видный воевода князь Андрей Михайлович Курбский. Беглый боярин
прислал из-за рубежа краткое послание своему бывшему монарху, в котором гневно
обвинил царя в тирании, казнях невинных людей. Таков был канун опричнины.
3
декабря 1564 г. началось стремительное развитие событий: в этот день царь с
семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Царь к
концу декабря добрался до Александровской слободы (ныне г. Александров
Владимирской области) — села, где не раз отдыхал отец Ивана IV. Оттуда 3 января
1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты.
В
первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что «государь положил
свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех
служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди плохо
служат, а церковные иерархи их покрывают». Поэтому он, «от великие жалости
сердца, не хотя их изменных дел терпети, оставил свое государство и поехал, где
вселится, иде же его государя, бог настовит».
Вторая
грамота была адресована всему посадскому населению Москвы, в ней царь заверял
простой московский люд, чтобы «они никакого сомнения не имели, гнева и опалы у
царя на них нет».
Возникает
вопрос: а как же в данной ситуации быть? Ведь государство тем и государство,
что во главе его стоит государь. Именно так, по словам официальной летописи,
толковали московские люди, выслушав царские грамоты. И они решительно
потребовали, чтобы бояре упросили вернуться царя на государство. Уже через два
дня депутация духовенства и бояр была в Александровской слободе. Царь
смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: «изменников ...
на тех опала5 своя класти, а иных казнити», а во-вторых, «учинить
ему на своем государстве себе опричнину».
Слово
«опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова
«опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После
смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу
Великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли —
своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот
остаток поместья и назывался «опричниной». Таким образом, Иван Грозный назвал
опричниной небольшой «пенсионный» удел, в который он «удалялся от
царствования». Вся страна — «земщина» — оставалась, согласно его уверениям, в
управлении Боярской думы.
Опричнина
являлась кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению
царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести. Со своими
страшными эмблемами — собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы)
у луки седла — они скачут по большим дорогам, грабят и убивают, облекшись в
черные рясы.
Царский
указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной
территории, и мелкого служилого человека. Власть, по мнению царя, должна
внушать всем страх. Иван IV был убежден в христианском долге его подданных
(включая его родственников) — служить царю. Государь и считал-то их не
подданными, а рабами, холопами, которых волен казнить или жаловать: «А жаловати
есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». В этих словах Ивана IV
выражена сама суть его правления.
Царь
всячески старается обеспечить всенародную, всесословную поддержку его политики.
Видимо, с этой целью указ о введении опричнины был представлен на утверждение
Земского собора в феврале 1565 г.
Долгое
время в литературе было распространено мнение: опричнина — дело исторически
необходимое, поскольку России, чтобы выжить, нужна была централизация, а бояре
вроде бы были ее противниками, поэтому и приходилось их уничтожать. Ныне состав
жертв опричного террора изучен. На каждого боярина или дворянина приходилось,
по меньшей мере, 3—4 рядовых служилых земледельца, а на каждого последнего
приходилось по десятку лиц из низших слоев населения.
Осенью
1572 г. государь опричнину «отставил», и сразу же она стала одиозной. Наказанию
кнутом подлежал тот, кто только осмеливался произнести это слово. Отмена
опричнины, однако, не прекратила террора. Он продолжался, но в меньших
масштабах.
Каковы
же ближайшие и отдаленные результаты опричнины? Начнем с ближайших. После
опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис — деревни и села
Центра и Северо-Запада (Новгородские земли) запустели. По прочтении писцовых
книг конца XVI века возникает впечатление, будто страна пережила вражеское
нашествие. Необработанными оказались до 90 % земли. К тому же в 1570—71 гг. в
дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы.
Общий
результат опричнины историк-либерал В.О. Ключевский формулирует так:
«Современники поняли, что опричнина, выводя крамолу, вводила анархию, оберегая
государя, колебала самые основы государства. Направленная против воображаемой
крамолы, она подготовляла действительную».
Внешняя
политика в последний период царствования Грозного представляет ряд неудач. Силы
страны, истомленной долгой войной и опричным террором, слабели и истощались. В
1571 г. крымский хан Девлет-Гирей со своей конницей прорвался до самой
Москвы, взял город, сжег и разграбил его (только Кремль уцелел) и, забрав
огромное количество пленных, ушел в Крым.
Затянувшаяся
Ливонская война продолжалась, но уже без успеха для российского оружия. В 1576
г. на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий — энергичный, смелый,
талантливый полководец. Перейдя в наступление, он в 1579 г. взял обратно
Полоцк; все завоевания Ивана Грозного в Лифляндии также были потеряны. В 1582
г. было наконец заключено перемирие на 10 лет, по которому Грозный отказался от
всех своих завоеваний в Литве и Лифляндии. Война, продолжавшаяся четверть века,
Россией была проиграна.
Шведы
также перешли в наступление на севере и взяли города Ивангород, Ям и Копорье,
расположенные на южном побережье Финского залива. В 1583 г. со шведами было
заключено перемирие, по которому они удержали за собой последние завоевания, а
Грозный потерял даже тот кусочек Балтийского побережья, которым владел в
старину Новгород Великий.
Во
время сплошных неудач на западе на востоке случилось событие, которое явилось
началом покорения Сибири. В 1581—1582 гг. атаман донских казаков Ермак
Тимофеевич с небольшим отрядом (около 800 человек) перешел Уральские горы и
завоевал «Сибирское царство» — область сибирского хана Кучума, расположенную
по рекам Иртышу и Оби.
Иван
Грозный умер в марте 1584 г. Наследником престола стал его второй сын Федор,
слабый, болезненный, запуганный отцовским террором человек. Как всегда в
подобных случаях, между приближенными к престолу началась борьба за власть и за
влияние на слабого царя. После смерти (в 1586 г.) царского дяди по материнской
линии боярина Никиты Романовича Захарьина на первое место выдвигается царский
шурин Борис Федорович Годунов — умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин.
При Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого царского
опричника Малюты Скуратова-Бельского, а потом царевич Федор женился на его
сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком.
Преодолев сопротивление старой знати, Годунов становится при царе Федоре
правителем государства.