Глава 1
Образование
Российского
государства
(xiv— нач. Xvi вв.)1
Территориальный рост Московского
княжества в конце XIV — начале XV веков был важным этапом на пути к созданию
единого русского государства. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены
Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома. Важными приобретениями московских князей
стали обширные территории в Заволжье, а в 1393 году сын Дмитрия, Василий I,
добился от хана Золотой Орды подчинения Москве Муромского и Нижегородского
княжеств. При Василии заметно усилилось русское продвижение на восток;
благодаря миссионерской деятельности Стефана Пермского были обращены в
христианскую веру коми-пермяки.
По
завещанию Василия I великокняжескую власть получил его 10-летний сын Василий
II; это вызвало недовольство брата Василия I, Юрия Галицкого, вступившего в
борьбу за престол. Столкнулись две разные традиции наследования — одна была представлена
принципом родового старшинства дядьев перед племянниками, другая выражала
взгляд на великокняжескую вотчину как неделимое государственное целое;
централизаторские тенденции столкнулись с удельными. На практике это
столкновение вылилось в затяжную войну, длившуюся более 20 лет. Борьбу с
Василием Васильевичем после смерти Юрия Галицкого продолжали его сыновья
Василий Косой и Дмитрий Шемяка. В материалистическом направлении эта война
получила название «феодальной».
Феодальную
войну отличала крайняя жестокость. Так, попавший в плен к москвичам Василий
Косой был ослеплен. Подобным образом был изувечен и Василий II, когда в 1446
году он был схвачен Дмитрием Шемякой в Троицком монастыре; после ослепления
Василий получил прозвище Темный.
Василий
Темный, как фигура русской истории, оправдывает свое прозвище: имена его деда —
Дмитрия Донского, его сына — Ивана III, правнука — Ивана Грозного известны
гораздо шире, чем его имя.
В
начале правления малолетний Василий не мог самостоятельно влиять на
государственную политику — ее определяла московская служилая аристократия. Но
и взрослея, он постоянно отставал от хода событий, не умея ни предугадать их,
ни обратить в свою пользу. Его положение отягощалось тем, что, ведя борьбу за
престол с братьями, он одновременно должен был отражать губительные набеги
ордынцев. В 1445 году раненный в бою Василий был захвачен татарами в плен; он
был освобожден лишь ценой огромного выкупа, собранного москвичами.
После
освобождения Василия ждало еще более жестокое испытание. Расправа над ним
произошла после того, как его схватили в церкви, что в глазах православных само
по себе являлось преступлением. Но трагический эпизод стал переломным для
московского князя. Ослепленный, лишенный, казалось бы, всего, он не впал в
отчаяние, не сложил оружия, как на то рассчитывали его соперники. Василий
проявил удивительную силу характера, сумев не только выйти победителем в
неравной борьбе, но и править затем государством в течение полутора
десятилетий.
Победе
Василия Темного в междоусобной войне способствовал ряд факторов. Во-первых, он
сумел использовать самую мощную силу, которую не оценили его противники — силу
народного сочувствия. Бесчеловечная расправа, устроенная Шемякой и поправшая
христианские понятия, принесла Темному ореол мученика. Кроме того, большинству
населения — боярам, духовенству и простому народу — позиция Великого князя
была ближе потому, что они видели преимущества прямого наследования, ведущего
страну к объединению и стабильности.
Во-вторых,
Великому князю удалось нейтрализовать сепаратистские наклонности боярства. Он
верно определил слабое место боярства — владение вотчинами, составлявшее основу
его экономического и политического влияния. Василий Васильевич, пользуясь
правом верховного собственника земли, конфисковал («записал на себя») все земли
бояр-мятежников, поддержавших Шемяку. Эта акция послужила надежным уроком для
всего боярства.
В-третьих,
немаловажную роль для победы централизаторской линии Василия Темного сыграли
события на внешней арене. В 1439 году константинопольский патриарх, стремясь
спасти погибающую под ударами османов Византийскую империю, пошел на подписание
унии с католической церковью. Эта уния была с негодованием отвергнута на Руси,
действия константинопольского патриарха были оценены русскими как измена
истинному православию. Следствием этого конфликта стал отказ русской церкви
подчиняться Константинополю, с этого времени митрополитов стали избирать на
соборе русских архиереев. Постепенно формировалось представление о Москве как о
Третьем Риме, как о новом центре вселенского православия. Русь стала
осознаваться носительницей особой нравственно-религиозной миссии, связанной с
охранением и защитой «неповрежденной» веры. Эти представления стали быстро
складываться в стройную идеологическую систему, в центр которой ставилась идея
Православной Державы, Православного Царства. И церковь, и верующие видели в
великокняжеской власти проводника этой идеи, поддерживали ее действия по
созданию единого христианского государства.