Глава 1
Образование
Российского
государства
(xiv— нач. Xvi вв.)1
Во
второй половине XIV века Золотая Орда была охвачена внутренними смутами; за
двадцать лет у власти сменилось 14 ханов. В этих условиях один из ордынских
эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. Мамай был
полководцем хана Бердибека, после смерти хана, в 1362 году, он закрепился в
Крыму и вступил в борьбу с другими эмирами. Мамай не был Чингизидом, поэтому и
в Орде, и на Руси его воспринимали как самозванца.
Мамай
стремился распространить свою власть и на русские княжества. В 1378 году он
организовал поход на Русь, но татарское войско было разбито на реке Воже и
отступило в степь. Мамай стал готовить новый поход, но и на Руси не теряли
бдительности. Московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты,
подготовился к отпору врагу и собрал невиданную до тех пор на Руси рать
(летопись говорит, что она насчитывала 150 тысяч воинов).
Войско
Мамая, по некоторым данным, достигало 200 тысяч. Исход противостояния
разрешился Куликовской битвой, происшедшей в день праздника Рождества
Богородицы, 8 сентября 1380 года, на правом берегу Дона, при впадении в него
Непрядвы. Кровопролитное побоище закончилось бегством мамаевой конницы. Русские
ратники одержали победу, а Дмитрий получил в народе почетное прозвище Донской,
с которым и вошел в историю.
Куликовская
битва стала важной вехой отечественной истории — это признается абсолютным
большинством историков. Однако значение этой битвы до сих пор оценивается
по-разному.
Всемирно-историческая
теория, характеризуя значение Куликовской битвы, исходит из
европоцентристской позиции, трактуя ее как отпор «страшной угрозе — повторению
Батыева погрома». Говоря о значении победы русских, сторонники теории подчеркивают,
что «был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами
нашей страны». При этом добавлялось, что этот удар ускорил последующий распад
Золотой Орды.
Представители
локально-исторической теории выступают против европоцентристской позиции. Они
полагают, что на Куликовом поле Русь сражалась не против Золотой Орды. Хотя в
1237—1240 годах ей пришлось воевать против монгольских войск, «затем она так
или иначе вошла в состав Золотой Орды и никогда не преследовала цель выйти из
нее посредством войны». Сторонник этой интерпретации Л.Н. Гумилев акцентирует
внимание на том, что войска Мамая состояли из разноплеменных наемников,
«мобилизованных на генуэзские деньги». К тому же Мамай ждал помощи от
литовского князя Ягайло, с которым вступил в союз. В противовес Мамаю Дмитрий
Донской видел своим союзником хана Золотой Орды Тохтамыша (конфликт их в 1382
году был спровоцирован извне)2, то есть русские
бились не против Золотой Орды, а против Мамаевой Орды. Если же ставить проблему
шире, указывает Л.Н. Гумилев, то они бились против «всемирной силы, в которой
соединились католический Запад и часть азиатского воинства».
В XIV
веке в Крыму большую силу набрали генуэзцы, тесно связанные с папской курией. В
то время они владели фактически всем южным берегом Крыма, имели колоссальные
доходы от торговли (и работорговли), хотели утвердиться на русских торговых
путях. Их политическая роль в событиях 1380 года была определяющей. Мамай
выполнял волю генуэзцев — в том числе и при заключении союза с Ягайло, которого
римский папа Урбан IV склонил к принятию католичества. Вся эта коалиция
координировалась из Рима, что означало католическую окраску Мамаева похода на
Русь.
Союз
Мамая с Западом нес угрозу государственной и идеологической самостоятельности
Руси. Это хорошо понимал Сергий Радонежский, обратившийся к князю Дмитрию:
«Пойди против безбожных и с Божью помощью победишь». Школа преподобного Сергия
приобрела сильное влияние на Руси — и, прежде всего, в Москве. Православная
солидарность становилась всеобщим убеждением, сопровождалась готовностью к
самопожертвованию и подвигу за веру. На Куликовом поле русские сумели наглядно
и ярко проявить эти качества.
Характерно,
что перед битвой Сергий освятил меч Дмитрия Ивановича и благословил на участие
в бою иноков Ослябю и Пересвета. В русском православии взяться за оружие не
было грехом, когда речь шла о защите святынь, о выполнении нравственного долга.
Христианство на Руси не осознавалось только как смирение: еще в Евангелии от
Луки сказано устами Иисуса Христа: «Продай одежды свои и купи меч».