Теории изучения
Из правил
многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов
субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная,
всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное,
технологическое), локально-историческая.
3. Теория
определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы
людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию,
свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий
Учебная:
История России. XX век /
Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 1998. (универсальная). Рябикин С. Новейшая
история России /1991-1997/. СПб.,1997. (либеральная). Мунчаев Ш. М.,
Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М.,
Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
1. Монографии: Боффа Дж. От
СССР к России: История неоконченного кризиса 1964-1994.М.,1996 (материалистическая.) Вишневский А.Г.
Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998. (технологическая).
Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург,
2001. (либеральная). Земцов И. Крах эпохи. Кн. 1. М., 1999. (либеральная).
Кьеза Дж. Прощай, Россия! М., 1997 (материалистическая). Поспеловский
Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная).
Россия: новый этап неолиберальных реформ. М., 1997. (либеральная). Согрин
В.В. Политическая история современной России.1985-1994. От Горбачева до
Ельцина. М., 1994. (либеральная).
Солженицын А.И. Россия в обвале. М.,1998 (либеральная).
2. Статьи: Коэн
С. Изучение России без России // Свободная мысль. 1999. № 12. (локальная).
Крылова И.А. Дестабилизация социально-экологической обстановки в России //
Философия и общество. 1999, №1. С. 92. (либеральная). Розов Н.С. Три направления мирового развития: Россия на перепутье
// Философия и общество. 1997. №4. С.161. (либеральная). Симония Н.А.
Становление бюрократического капитализма в России (1992-1998) // Свободная
мысль. 2000. № 3,4; Алексеев В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в
контексте истории социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).
Понятия различных теорий
Понятия
различных теорий капитализм – капиталистические отношения (материалистическое)
и рынок – товарные отношения (либеральное) несут одинаковую смысловую нагрузку.
Материалистическое направление
Демократия
Форма
общественной власти, государства, основанного на признании народа источником
власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с
широким кругом гражданских прав и свобод.
В
государствах, где экономическая основой является частная собственность,
демократия является выражением диктатуры класса собственников.
Народная
демократия возможна только в государстве, основанном на общественной
собственности – социалистическом.
Либерализм:
Течение в
политике, объединяющее сторонников частнособственнических свобод
Либеральное направление
Демократия
Форма
общественной власти, государства, основанного на признании народа (сотрудничество
классов) источником власти, его права участвовать в решении государственных дел
в сочетании с широким кругом гражданских, либеральных, личных прав и
свобод.
Классы
1) Большие группы людей,
различающиеся по роли в системе организации общественного производства и,
следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства,
которой они располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому,
индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального
общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).
2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют
классы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земледельцы
и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделяет партийных и государственных
чиновников в класс бюрократов.
Либерализм
Течение в
политике, признающее важнейшие естественные свободы и права человека (на
частную собственность, на безопасность и др.) в качестве основ всей
общественной жизни.