Победа в Великой
Отечественной войне изменила психологию советского народа. Возросло чувство
собственного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах
Красной Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. В стране
проявился огромный интерес к культурным ценностям, началось переосмысление
исторического прошлого. В то же время в мире разворачивалось жесткое
противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем, шла
«холодная война».
Летом 1946 г. было начато
широкое наступление против капиталистической идеологии, частнособственнической
психологии в области культуры.
Первыми объектами
идеологической критики стали литература, кинематограф, театр. 14 августа
1946 г. ЦК КПСС подверг критике журналы «Звезда» и «Ленинград» – первый
получил выговор, второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений
поэтессы А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко.
Журналы обвинялись в том, что стали проводниками «идеологии, чуждой духу
партии». Собрание Союза писателей исключило А. Ахматову и М. Зощенко
из рядов этой организации.
4 сентября новое
постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов (фильм «Большая
жизнь», рассказывавший о жизни шахтеров Донбасса; фильм «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина,
вторую серию «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна). Говорилось о
том, что литература и искусство должны быть «поставлены на службу коммунистического
воспитания масс», что в них должны последовательно проводиться принцип
«социалистического реализма», пропаганды коммунистической идеологии.
С конца 1948 г.
идеологическая кампания была направлена на усиление патриотического воспитания.
Основой стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Началась публикация
статей, утверждавшая первенство русских в различных областях знаний, литературе,
искусстве. Технологию производства стали разработали не Бессемер, Мартен и
Сименс, а русский Чернов; электрическую лампочку изобрел не Эдисон, а Лодыгин;
паровоз не Стефенсон, а отец и сын Черепановы и т. д. Любое изобретение,
от велосипеда до самолета, объявлялось детищем русских талантов.
В послевоенный период
большое внимание уделялось развитию образования. Несмотря на тяжелейшее
положение страны, уже в 1946 г. на образование было выделено 3,8
млрд. руб. (в 1940 г. – 2,3 млрд. руб.), а к 1950 г. эта
сумма выросла до 5,7 млрд. руб. Росло количество школ, открывались новые
вузы. В городах было введено обязательное семилетнее образование, число
студентов в 1950 г. выросло на 50% по сравнению с 1940 г.
Были созданы Академии наук в
союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских
институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники,
институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт
прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс.
человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.
Великая Отечественная война оказала сильное влияние на сознание
советского человека. Прежде всего, вселила в него оптимизм, который побуждал
не обращать внимание на трудности и вселял уверенность в светлое будущее.
Стремление участвовать в созидании коммунистического общества активизировало
энтузиазм масс, развивало старые, рождало новые трудовые почины. Рабочий
А. Гусев вспоминает: «Я трудился напряженно, не чувствуя усталости. Труд
был по-настоящему радостным. Я знал: работаем мы сейчас во имя великой цели,
чтобы быстрее залечить раны, нанесенные войной, сделать нашу Родину еще краше и
могущественней». Такой настрой давал весомые результаты. Трудовой энтузиазм во
многом основывался на чувстве постоянной неудовлетворенности людей достигнутыми
результатами. На собраниях трудовых коллективов акцент делался не на достигнутых
успехах, а на недостатках. Анализируя дух советских людей в те годы, английский
журналист Р. Паркер отмечает: «Для них твердая вера в то, что все быстро
меняется к лучшему, служит достойной компенсацией трудностей и лишений».