Теории изучения
Из правил
многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов
субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная,
всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное,
технологическое), локально-историческая.
3. Теория
определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы
людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию,
свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий
Учебная:
Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И. История России.
ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М., 1995(либеральная). Вернадский Г. В. Русская история: Учебник.
М., 1997. (локальная). История СССР. Эпоха социализма.(1917-1957).
Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957; История СССР. Эпоха
социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М., 1985 ; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России.
М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М.,
2001 (материалистическая).
Научная:
1. Монографии: Великая Отечественная
война 1941–1945. М., 1965. (материалистическая). Великая
Отечественная война 1941-1945. М.,1998-1999. В 4-х кн. (либеральная). Выбор
пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург,
2001. (либеральная). Другая война.1939-1945 / Под ред. Ю.Н.
Афанасьева. М.,1996 (либеральная). Городецкий Г. Миф «Ледокола»: Накануне войны.
М., 1995 (материалистическая). Готовил ли Сталин наступательную войну
против Гитлера? / Под ред. Г.А. Бордюгова, М. 1995. (материалистическая). Некрич
А. 1941, 22 июня. М.,1995. 2-е изд.
(либеральная). Соколов
Б.В. Цена победы. Великая Отечественная: неизвестное об известном. М., 1991. (либеральная).
Суворов В. Ледокол. Кто начал Вторую мировую войну? День
«М». М., 1992. (либеральная). Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв.
ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Безымянский
Л. Советская разведка перед войной // Вопросы истории. 1996. № 9
(материалистическая). Бобылев
П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г. // Отечественная
история. 1995. № 5 (материалистическая). Борозняк А.И. 22 июня 1941: взгляд с
«той» стороны // Отечественная история. 1994. №1. (материалистическая). Горьков Ю.А. Кремль. Ставка.
Генштаб. (1935-1945 гг.). Тверь. 1995. (Рецензия-Вопросы истории 1996. № 4)
(материалистическая). Горьков Ю.А., Семин Ю.Н. О характере
военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые
архивные документы // Новая и новейшая история. 1997. №5. (материалистическая). Данилов
В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная
история. 1995. №3. (либеральная). Кнышевский П.Н. Государственный Комитет Обороны:
методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. №2. (либеральная).
Молодяков В.Э. Начало Второй мировой войны: некоторые геополитические
аспекты // Отечественная история. 1997. №5
(материалистическая). Алексеев В. В., Нефедов С. А. Технологическая интерпретация истории
второй мировой войны// Урал индустриальный. Екатеринбург., 2001 - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).
Понятия различных теорий
Материалистическое
направление
Фашизм
Политическое
течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма
(после Великой Октябрьской социалистической революции) и выражающей интересы
наиболее реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии.
Фашизм у власти
Открытая
террористическая диктатура наиболее реакционных сил империалистической
буржуазии, применяющая крайние формы насилия против рабочего класса. Политика
антикоммунизма, шовинизма, расизма.
Либеральное направление
Фашизм
Идеология
и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации
или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснование
дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии,
установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления
политических противников любых форм инокомыслия; оправдания войны как средства
решения межгосударственных проблем.
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных
ТЕОРИЯХ исторического процесса
Каждая
теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою
причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии,
изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
ВЕЛИКая ОТЕЧЕСТВЕННая ВОЙНа
Религиозно-историческая
теория изучает движение человека к Богу. (Мировоззрение – спасение
Души).
Война стала серьезным испытанием русского народа, выдержать которое
можно было, только обратившись к традиционным, проверенным историей духовным
ценностям, сплотившись на основе освященного Православием принципа Соборности.
Всемирно-историческая теория изучает
общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем
приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство
нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем
человека).
В рамках направления участие Советского Союза в войне описано
основательно. Были созданы в 40 – 80-е гг. обобщающие многотомные труды и
многочисленные монографии, главное внимание в которых уделялось описанию
военных действий и экономических процессов, происходивших в стране в 1941 –
1945 гг. Советские историки (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) четко
разделяли два понятия: вторая мировая война (1939 – 1945 гг.), к которому
Советский Союз практически не имел отношения, и Великая Отечественная война
(1941 – 1945 гг.), в которую СССР был втянут вероломным нападением
фашистской Германии. Советские историки различных поколений спорили о
периодизации войны, ибо это было связано с оценкой роли Сталина и советских
руководителей в ходе войны, о причинах неудач Красной Армии в начальный период
войны. Война интерпретировалась как классовая, с одной стороны – ударными
силами мирового империализма в лице фашистской Германии, с другой – всеми
трудящимися в лице форпоста мирового социализма – СССР. Война была классовая,
война – жестокая, война – на физическое уничтожение. Особо подчеркивается
победа Советского народа. Советское государство, выстояв и победив в
Отечественной войне, показало всему миру преимущество политического и
экономического строя социализма. После войны мир раскололся на две системы:
социалистическую во главе с СССР и капиталистическую во главе с США.
В либеральном направлении всемирно-исторической теории приоритет в изучении
отдается личности, ее правам, дарованным самой природой, и, прежде всего, праву
частной собственности. Основывается на сотрудничестве классов и незыблемости
частной собственности. Направленность изучения в индивидуализм, настоящее,
реальность личности. (Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в
обществе).
Либеральные историки (Н. Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) на
первый план выдвигают проблемы межгосударственной истории военного времени,
не принимая во внимание марксистскую теорию о классах и классовой борьбе в
мировом масштабе, исторической роли и задачи первого социалистического государства.
На Западе всегда писали о роли Советского Союза в развязывании второй мировой
войны и о его вступлении в войну уже в 1939 г., рассматривая такие
события, как оккупация Восточной Польши, Прибалтики, части Румынии,
советско-финскую войну как эпизоды начального этапа войны для Советского
Союза. Вкладом в либеральную интерпретацию стали работы эмигранта
В. Суворова (Резуна), который особо обратил внимание историков на такие
вопросы, как роль советско-германского пакта 1939 г. о ненападении, как
катализатора Второй мировой войны, подготовка Сталиным в 1940 – 1941 гг.
наступательной войны против Германии, подготовка войны Советским Союзом как
решающей фазы в реализации идеи мировой революции.
Либеральные историки
обращают основное внимание на исторические факты, связанные с правами
человека в СССР. Согласно заданности интерпретации никакая великая цель не
может оправдать средства, необходимые для ее достижения. Либерально-историческая логика опирается в основном на такие
факты Российской истории периода войны, как: репрессии, депортации,
количество и судьба военнопленных. Именно с раскрытия «белых пятен» в
отношении государства к личности и началась перестройка в изучении истории
Великой Отечественной войны. Были поставлены проблемы о «вине» СССР в
развязывании войны, о цене Победы, о роли союзников СССР по Антигитлеровской
коалиции в достижении общей победы над врагом. Проблема всемирно-исторического
значения победы советского народа была заменена другой – итоги и уроки войны.
Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс
человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим
изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье человека, обусловленное
прогрессом техники).
Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А.
Нефедов и др.) считают, что во второй мировой войне, так же как и в первой,
главную роль играл военно-технический фактор. Появление авиации и танков
породили новую тактику «блицкрига»; это новое оружие оказалось в руках Германии
и обеспечило ее победы на первом этапе войны.
Однако Германия не сумела одержать окончательную победу; тактика
танковых клиньев была заимствована Красной Армией, и «Третий рейх» был
разгромлен.
Локально-историческая теория
изучает
единство человека и территории, составляющие понятие локальная цивилизация.
На территории России такой является
Евразия. (Мировоззрение – счастье человека в его гармонии с природой,
обеспечивающей здоровье, продление жизни).
Нападение Германии на Россию представляется попыткой объединенных
европейских государств военной силой подчинить себе народы Евразии и тем самым
устранить конкурента за мировое влияние. Ранее в истории военная агрессия
Европы в отношении Евразии была пресечена Александром Невским, а позднее
Кутузовым.