Появление новых моментов во
внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение.
Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно
трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не
только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в
случае предоставления помощи на
осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с
религией германских властей на временно
оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового
порядка».
Одиозным в глазах западного
мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого
курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в
западных странах и неверие в искренность советской политики мирного
сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции
И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г.
Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске
Коммунистического Интернационала.
Доказательством движения
СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт
расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе
1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к
Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области
обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван
единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для
осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.
Конкретным поводом для этого
стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители
СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных
наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские
республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности.
Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР
Украинская и Белорусская советские республики.
Следует признать
эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее
основная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи
ему в войне с Германией. После нападения Германии СССР стал равноправным членом антигитлеровской коалиции и играл в
ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Европе
увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел
убедить западные страны оказать ему дипломатическую и особенно экономическую
поддержку уже в 1941 г.
Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о
ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов,
стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской
коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника
и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса
в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в
период войны трехстороннее соглашение — протокол о поставках, которым оговаривалось
свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.
Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны,
которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не
менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое
значение, особенно для начального периода войны, когда советская экономика еще
только перестраивалась на военные
рельсы. Первые западные танки и самолеты были использованы Советским Союзом в
ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около
3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных
средств.