С целью признания капиталистическими государствами Советское
правительство пыталось использовать межимпериалистические противоречия, которые
обострились после первой мировой войны.
Первым делом Советское
правительство урегулировало отношения со своими ближайшими соседями, и уже в начале
20-х гг. были подписаны межгосударственные отношения с Эстонией, Литвой,
Латвией, Финляндией, Польшей, Ираном, Афганистаном, Монголией и Турцией.
Заключая договоры с своими западными соседями, советская сторона часто делала
большие территориальные уступки. Это объяснялось как желанием обезопасить себя
от возможной агрессии извне, так и сохранявшимися надеждами на скорую мировую
революцию. С южными соседями Россия заключала более равноправные договора о
дружбе и помощи.
Советское правительство было
заинтересовано в установлении нормальных отношений с развитыми странами Запада
как политических, так и экономических. В то же время, исходя из реальной
ситуации, когда правительства Англии и Франции заняли непримиримую позицию в
вопросе о возвращении долгов царского и Временного правительств и возмещении
убытков иностранных компаний в результате национализации их собственности,
советская сторона не могла рассчитывать на восстановление отношений России со
странами Антанты в полном объеме.
Распад антисоветского блока
заставил страны Антанты пересмотреть свое отношение к Советской власти. Уже в
марте 1921 г. было заключено англо-советское торговое
соглашение. О начале вхождения России в мировое сообщество свидетельствовало участие
ее официальных представителей на Генуэзской (апрель-май 1922 г.) и Лозанской
(ноябрь-декабрь 1922 г.) конференциях, обсуждавших важные международные
вопросы. В ходе этих конференций стало ясно, что между западными странами нет
единства в отношении России и советская дипломатия сумела сыграть на имеющихся
противоречиях.
Результатом стало заключение ряда договоров между
Советской Россией и Германией, платившей Антанте громадные контрибуции. В
условиях мировой изоляции этих двух стран советско-германские отношения стали в
20-е гг. для них приоритетными. Эти отношения переросли чисто политические и экономические рамки и
распространились и на военную область. Приход в 1924 г. в Англии и Франции к
руководству левых сил привел к установлению дипломатических отношений с этими
государствами. После этого Советское правительство было признано большинством
европейских государств, а также Китаем, Японией и др. государствами.
Развитию международного сотрудничества с участием СССР
мешало, то что большевики в 1920-е гг. не отказались от надежд на мировую
революцию и продолжали ее подталкивать по линии Коминтерна, которая была
направлена на организацию
коммунистических партий в различных государствах мира, ориентирование их на
дестабилизацию обстановки в своих странах. Примерами такой политики стали события 1923 г. в Болгарии и Германии,
которые обострили отношения между СССР
с правительствами этих государств. В 1924 г. правые круги
Великобритании использовали так называемое письмо Зиновьева, якобы
направленное от имени Коминтерна в адрес английских коммунистов, для того, чтобы
лишить лейбористскую партию власти и обострить советско-английские отношения. В
1926 г. СССР был обвинен в поддержке стачки английских горняков, что привело
к новому обострению советско-английских
отношений и даже к временному их разрыву в 1927 г.