Теории изучения
Из правил
многотеоретического изучения
1. Осмысление объективных исторических фактов
субъективно.
2. Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная,
всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное,
технологическое), локально-историческая.
3. Теория
определяется предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы
людей).
4. Каждая теория изучения имеет свою литературу, свою периодизацию,
свой понятийный аппарат, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий
Учебная:
Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский
В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. М., 1995. (либеральная). Вернадский Г. В. Русская
история: Учебник. М., 1997. (локальная).
История СССР. Эпоха
социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М., 1957;
История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С. Кукушкина. М.,
1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В.
В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А.
История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
1. Монографии: Боханов А.Н. Распутин: Анатомия мифа. М., 2000 (либеральная).
Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М.,
1997 (либеральная). Выбор
пути. История России 1861–1938 / Под ред. О.А. Васьковского,
А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995. (либеральная). Карташов А.В. История
русской церкви: В 2 т. М., 1992–1993. (религиозная). Пайпс Р. Русская
революция. М.,1994. В 2-х ч. (либеральная). Поспеловский Д.В.
Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995. (религиозная).
Уткин А.И. Забытая трагедия: Россия в первой мировой войне. Смоленск, 2000
(либеральная). Яковлев Н.Н. 1 августа 1914 года. М., 1974. (материалистическая).
Модернизация: зарубежный опыт и Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Бутенко А.П.
Правда и ложь в революциях 1917 г. // СОЦИС, 1997, №2. (либеральная). Волобуев
П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы
истории, 1996, № 5-6. (либеральная). Степанов А.И. Место
России в мире накануне І мировой войны. // Вопросы истории, 1993, №2.
(либеральная). Степанский А. Либеральная Россия, которую мы потеряли. // Свободная мысль,
1995, №12. (либеральная). Шацилло К.Ф. Николай ІІ:
Реформы и революция // История Отечества. Т.1. М., 1991. (либеральная). Алексеев
В.В., Нефедов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории
социализма//Общественные науки и современность. 2002. №6 - http://hist1.narod.ru/Science/Russia/Gibel.htm (материалистическая).
Понятия различных теорий
Материалистическое
направление
Революция – резкие качественные изменения
Коренной качественный
переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества.
«Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса. Есть
первый, главный основной признак революции». – В.И. Ленин.
Диктатура – форма
власти в одной из политических систем
Сущность
государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному
классу (например: Диктатура буржуазии или Диктатура пролетариата).
Диктатура пролетариата – форма государственной народной власти
Власть
рабочего класса и беднейшего крестьянства, устанавливаемая в результате
социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход
общества к строительству коммунизма. Исторически государства диктатуры
пролетариата существовали в трех формах:
форма Парижской коммуны, форма Советов (СССР), форма народной демократии
(Восточная Европа и Восточная Азия).
Классы
По определению
В.И. Ленина, это большие группы людей, различающиеся по их месту в
исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к
средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а,
следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из
этих групп присваивает себе труд другой.
Классовая борьба, появление
классов связано с возникновением частной собственности. Классовая борьба,
переходя через все общественные формации (рабовладельческую, феодальную,
капиталистическую), ведет к уничтожению частной собственности и соответственно
самих классов. В мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы,
крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Между классами идет непримиримая борьба.
Либеральное направление
Государственный переворот
Насильственный захват государственной власти кучкой экстремистов
вопреки воли всего народа.
Классы
1) Большие группы людей, различающиеся
по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по
способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они
располагают. Классы возникают при переходе к фабрично-заводскому,
индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением
постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические (сотрудничающие).
2) Российские либеральные историки XIX — нач. XX вв. (Ключевский В.О.) выделяют
классы по сословному или по профессиональному признаку: купцы, воины, земледельцы
и др. Применительно к истории России второй половины XX века современные историки выделяет партийных и государственных
чиновников в класс бюрократов.
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных
ТЕОРИЯХ изучения
Каждая
теория, выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою
причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии,
изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
оценки событий октября 1917 года
Религиозно-историческая
теория изучает движение человечества к Богу. (Мировоззрение –
спасение Души).
Историки этого направления (Д. В. Поспеловский и др.)
октябрьские события показывают как масштабную катастрофу и торжество сатанинских
сил.
Всемирно-историческая теория изучает
общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем
приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Основывается на революционных изменениях, борьбе классов,
ведущей к уничтожению частной собственности и созданию общественной
собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство
нового общества. (Мировоззрение – равное счастье всех, счастье созидающего
общества и в нем человека).
Историки-материалисты (М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.)
считают, что развитие общества с древнейших времен закономерно привело к социалистической революции (первая в мире
социалистическая революция – Октябрьская 1917 г.) Класс рабочих и беднейшего
крестьянства, завоевав в России политическую
власть, создают государство диктатуры пролетариата. Большевики исходили из того,
что общей демократии в классовом государстве нет. Это либо диктатура буржуазии,
либо диктатура пролетариата.
В либеральном направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам,
дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается
на эволюционных изменениях, сотрудничестве классов и незыблемости частной
собственности. Во главу изучения
ставится индивидуализм, эгоизм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение
– личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные
историки (Н.
Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) полагают, что
октябрьские события порождены временными трудностями. В стране в условиях войны
произошел случайный государственный переворот и власть захватили большевики. В
ходе продолжительного красного террора со стороны большевиков насильственно
установилась чуждая народу и природе
политическая система – диктатура пролетариата. Нарушение со стороны государства
большевиков всех прав личности. В России произошло отклонение от нормального,
цивилизованного хода истории. Велика роль Ленина в отказе страны от
либерально-рыночного вектора развития и выбора командно-распределительного
вектора развития.
Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества,
отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в
обществе. (Мировоззрение – счастье человека обеспеченное прогрессом техники).
Историки технологического направления (В. А. Красильщиков, С. А.
Нефедов и др.) считают, что смена власти в феврале 1917 года носила прозападный
модернизационный характер и сопровождалась перениманием западных политических
институтов. Однако крестьянская реформа так и не была проведена; это привело к
перехвату политической инициативы большевиками. Большевики, олицетворявшие
радикальный западный марксизм, вошли в союз с эсерами и повели за собой массы
общинного крестьянства. Результатом
была победа новой власти, крестьяне получили землю, а большевики – власть;
институты либерализма были отвергнуты, и Россия вступила на другой путь
развития.
Своеобразие событий сторонники технологического направления усматривают
в сочетании в ней различных социальных потоков, часто не совпадающих в
устремлениях и даже противоречащих друг другу. Это и восстание масс против
самих основ новой цивилизации: частной собственности, городов, железных
дорог, представительных учреждений; и новое социальное движение, для которого
разрушение старого строя представлялось предпосылкой для ускоренного движения
страны по пути прогресса. Оба эти потока носили антибуржуазную направленность и
были использованы радикальными элементами для прихода к власти.