Глава 3
Государство Золотая
Орда
(сер. Xiii — сер. Xv вв.)
и государство
Литовско-русское
(сер. XIII—сер. XVI вв.)1
ТЕОРИИ
ИЗУЧЕНИЯ
Из правил многотеоретическоГО изучения
1. Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2.
Субъективно выделяются три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая
(направления: материалистическое, либеральное, технологическое),
локально-историческая.
3. Каждая
теория предлагает свое понимание истории: имеет свою периодизацию, свой
понятийный аппарат, свою литературу, свои объяснения исторических фактов.
литература различных теорий
Учебная
Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997; Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11
кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Панченко. М., 1996 (локальная). Ионов
И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ в.: Учебн. кн. для 10—11 кл.
общеобразоват. учреждений. М., 1995 (либеральная).
История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А.
Рыбакова. М., 1975;. Павленко Н. И., Кобрин В. Б., Федоров В. А. История СССР с
древнейших времен до 1861 года. Учебное пособие для вузов. М., 1989; ; Мунчаев
Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000; Маркова А. Н., Скворцова Е. М.,
Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическое).
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с
древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват.
учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова.
3-е изд. М., 1997 (универсальная
– синтез теорий). Нефедов С. А. История нового времени. Эпоха Возрождения.
М., 1996 - http://hist1.narod.ru (технологическая).
Научная
1.
Монографии: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая
степь. М., 1989 (локальная). Егоров
В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М., 1985 (материалистическая). Карташов А.В. История русской церкви: В
2 т. М., 1992–1993 (религиозная). Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987.
Т.1; 1988. Т.2 (либеральная). Кучкин В.А. Русь под игом: как это было.
М., 1991 (локальная). Пайпс Р.
Россия при старом режиме. М., 1993 (либеральная);
2.
Статьи: Полубояринова М. Русские в
Золотой Орде // Родина, 1997, № 3-4 (либеральная);
Нефедов С. А. Новая интерпретация истории Монгольской Руси - http://hist1.narod.ru/Science/Part2.html (технологическая).
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ
иЗУЧЕНИЯ
Каждая
теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную
связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой
исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
русско-ордынские отношения
Всемирно-историческая теория, исходя из идеи мирового прогресса, с европоцентристских
позиций выстраивает народы по иерархической лестнице: на “передовые” и
“отсталые”. “Передовые” народы несут цивилизаторскую миссию “отсталым”. Отсюда,
победа “передового” народа над “отсталым” оправдывается, так как оказывается
благом для последнего. А победа “отсталого” над “передовым” рассматривается как
катастрофа, задержка мирового прогресса. Всемирно-историческая теория негативно
оценивает Золотую Орду, интерпретируя ее как “государство-угнетателя”, как явление непрогрессивное, несовместимое
с нормами и представлениями европейской цивилизации (иго).
Представители
всемирно-исторической теории (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский,
М. Н. Покровский и др) укоренили в сознании народа тезис, что
“монголо-татарское иго отбросило Русь в ее развитии на двести лет назад”.
Либеральное
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Либеральные
историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) обращают внимание на то, что в XIII веке
на Руси возникла альтернатива исторического развития. И. Ионов считает: “…
перед Русью в крайне острой форме встал вопрос, на кого опереться в борьбе за
выживание — на католическую Европу в войне против татар или на татар в борьбе
против крестового похода Европы?… Выбор был сделан не в пользу католической
Европы, а в пользу монголо-татар, которые были мощной военной силой… Но эта
помощь дорого стоила Руси”.
Технологическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе.
Историки
технологического направления (С. А. Нефедов и др.) видят причину монгольских
завоеваний в создании самого мощного лука тех времен, так называемого
“саадака”. “Саадак” был фундаментальным открытием, а порожденная им волна
завоеваний — распространением на Евразию нового культурно-технологического
круга. Компонентами этого круга были не только военные нововведения монголов,
но и воспринятые ими традиции культурных государств Азии. Не имея навыков в
искусстве управления, монгольские ханы правили с помощью китайских и
мусульманских чиновников; это привело к распространению на Русь восточных государственных
традиций.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация. На территории России такой цивилизацией является Евразия.
Евразийские
историки (Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилев, В. А. Кучкин и др.) во влиянии Орды
на Русь видят сильный заряд своеобразия, внесенный в ход российской истории.
Золотая Орда находилась на территории, занимаемой сегодня Россией, Г.В. Вернадский
(1887—1973), Л.Н. Гумилев (1912—1992) назвали Россию геополитической4
наследницей Золотой Орды. Л.Н. Гумилев отвергал понятие “монголо-татарское
иго”, утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского
добилось выгодного союза с Золотой Ордой.
Представители
евразийской исторической школы считают, что своеобразие русско-ордынских
отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда
удельная Русь подверглась двойной агрессии — с востока и с запада. При этом
западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев
были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы
после первоначального удара отошли назад в степь, а в отношении православия
проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность
православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической
стратегии, осуществленный Александром Невским, был связан с защитой
“исторического смысла своеобразия русской культуры — Православия”. “...Союз с
Ордой — не иго Орды, а Военный союз с нею — предопределил особый путь Руси”.
Ряд
представителей локальной теории считают, что Русь была составной частью
государства Золотая Орда и, раздавая князьям ярлыки на княжение, ханы
превращали их в своих “служебников”.
Монголы, осуществив
огромные завоевания в Евразии, создали на этой территории государство Золотая
Орда. Русские княжества являлись составной частью этого государства. Ранее
на территории Евразии подобными
государствами были готское, гуннское, а позднее Московское царство, Российская
империя, Советский Союз.
ГОСУДАРСТВО ЛИТОВСКОЕ
И РУССКОЕ
В
исторических исследованиях о Великом княжестве Литовском и Русском
прослеживается тенденция рассматривать историю Великого княжества Литовского и
Русского в сравнении и сопоставлении с историей Великого княжества
Московского.
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
В
христианской историографии отмечается, что тенденции складывания нового
варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской
державы были сломлены с официальным признанием католичества в Литве.
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты
в литературе при сравнении средневековых Литвы и Москвы делают упор
на формационном развитии общества (первобытное, рабовладельческое,
феодальное, капиталистическое, коммунистическое). Феодальные отношения в
Московском государстве отставали в развитии от феодальных отношений в Литве.
Русские земли литовские князья завоевали.
Либеральное
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Выдвигается
идея добровольного союза Литвы и западно-русских земель. Сторонники теории
полагают, что Великое княжество Московское (а до этого —
Владимирско-Суздальское) и Великое княжество Литовское и Русское выступали с
одинаковой программой — программой объединения всей русской земли. Высказывается
сожаление по поводу лидерства Москвы, а не Литвы в централизаторских
процессах, усматривается демократический
потенциал в государственном устройстве Литовского княжества, а в политике
московских князей, напротив,— истоки тоталитаризма.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация.
Л.Н. Гумилев (1912—1992) создание Литовско-Русского
государства связывает с пассионарным толчком XIII века, одновременно затронувшим
Северо-Восточную Русь. Положение Литвы по сравнению с Владимирским княжеством
было весьма выигрышным, но ее преимущества в соперничестве с Владимиром и
Москвой за лидерство в объединительном процессе не были реализованы прежде
всего потому, что руководство русской православной церкви “предпочло иметь дело
с Москвой, которая показала себя опорой митрополичьего престола”.
Сравнительно-теоретические схемы
предмет
изучения + исторический факт =
теоретическая интерпретация
Монгольское завоевание
Руси
Название |
Предмет |
Интерпретации факта |
Религиозная (Христианская) |
Движение человечества к Богу |
История Русской православной церкви (988 г.) – это одновременно и история Российского государства, делящая народы на православных и «иноверцев». Татаро-монголы угнетали православных. На Руси 240 лет было татаро-монгольское иго |
Всемирно-историческая: |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
Татаро-монгольское господство в Восточной Европе явилось причиной отставания России от Запада. На Руси 240 лет было татаро-монгольское иго |
Локально-историческая |
Единство
человечества и территории. |
На Руси не было татаро-монгольского ига, а было: 1) союз русских княжеств с Золотой Ордой против католического Запада; или 2) Русь являлась составной частью государства Золотая Орда. Ранее на территории Восточной Европы подобными объединениями были готы и гунны, а в Северной Азии – Тюркский каганат |
Примечания
1 Глава написана с позиции локально-исторической теории.
2 Этногенез — происхождение, развитие этноса.
3 Название Великое княжество Литовско-Русское взято из летописей XIV века. В российской исторической литературе XIX—XX вв. оно называлось Великое княжество Литовское, а в сегодняшней исторической литературе государства Украины (1999 г.) — Литовско-Украинская держава.
4 Геополитика — сфера социально-политического регулирования, основывающаяся на учете географических факторов: территория, положение страны и др.