Глава 3
Государство Золотая
Орда
(сер. Xiii — сер. Xv вв.)
и государство
Литовско-русское
(сер. XIII—сер. XVI вв.)1
В
Орде, возникшей в результате монгольских завоеваний, политическая гегемония
находилась в руках выходцев из Монголии и их потомков. Но численно монголы
составляли меньшинство в составе населения. С этнической точки зрения Орда
представляла собой очень пеструю смесь самых разных народов. Завоевателям были
подчинены русские, волжские болгары, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы.
Населяли
Орду также персы, армяне, греки, грузины, азербайджанцы, остатки печенежских
берендеевских племен. Но основную массу населения составляли жившие в степях Орды
половцы (кипчаки). Явный перевес половецкого компонента над всеми остальными
создал своеобразную ситуацию: уже в XIV веке завоеватели стали растворяться в
половецкой среде, забывая свою культуру, язык, письменность. Этому
способствовало принятие в начале XIV века ислама в качестве официальной
религии, но главным условием этого процесса стала схожесть кочевого уклада
жизни половцев и монголов. Ассимиляционные процессы заставляли монголов
сливаться с волжскими болгарами, буртасами, другими народностями. Не
прекращались взаимные контакты монголов с финно-угорскими народами, так же как
взаимовлияния, доходившие до полной ассимиляции, между различными тюркскими
народностями, между тюрками и угро-финнами. Интенсивность этнических
взаимодействий на территории Орды привела к значительным последствиям,
изменившим этническую карту этого обширного региона. Исчезли этнонимы
«булгары», «половцы», «буртасы», «гузы», но не исчезла генетическая связь с
ними многих современных этносов — казанских, сибирских, крымских татар,
казахов, башкир, чувашей, балкарцев, каракалпаков и других, этногенез2
которых берет начало в XIII — XIV веках на территории Золотоордынского
государства.
Со
временем достижения покоренных народов органически вошли в монгольскую
культуру, что проявилось в строительстве городов, домостроительстве, целом
ряде ремесленных производств. Монголы в Орде обитали не в противостоящей
культурной среде, как это произошло с их соплеменниками в Китае и Иране.
Самостоятельная, но не враждебная половецкая культура взаимодействовала с
монгольской, обогащала ее. И монголы, и половцы были кочевниками, и это
предопределило сближение их культур. И у тех, и у других был развит фольклор
героико-былинного и песенного характера. Ордынская культура оказала влияние на
духовное развитие Руси. Это нашло отражение в перенимании русскими некоторых
элементов золотоордынской государственной традиции, материально-бытовой
сферы, в заимствовании слов тюркского и монгольского происхождения.
В
многонациональной Орде материальная и духовная культура развивалась как
результат синтеза многочисленных частей, привнесенных разными народами. Этот
синтез не был механическим смешением совершенно разных культур, он проходил
под влиянием творческого начала, которое не угасло даже у тех людей, кто был
оторван от родины, будучи невольником в Орде.