Глава
2
Киевская Русь (xi—xii вв.)
и Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
причины раздробленности Киевской Руси
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
Русские
летописцы, отражающие позиции религиозной теории истории, обозначили причины
распада государства как “наказание за грехи”, как “Божий гнев на гордость и
высокомерие князей”, искупление через страдание.
Представители
всемирно-исторической теории (XIX — нач. XX вв.) Н.М. Карамзин
(1766—1826), С.М. Соловьев (1820—1879) характеризовали этот период временем “темным, молчаливым”,
“скудным делами славы и богатым ничтожными распрями”.
Позднее либеральный
историк В.О. Ключевский (1841—1911) стал говорить не о раздробленности, а
об “удельном строе”, называя период “удельными веками”. Терминология Ключевского
подразумевала децентрализацию вследствие осуществления принципа, множившего
деление земель и власти внутри княжеского рода. Наследство переходило не от
отца к сыну, а от старшего брата — среднему — младшему.
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
В
материалистической историографии государственная раздробленность
рассматривается как “феодальная раздробленность”. Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов,
Н. И. Павленко, В. А. Федоров и др. рассматривают феодальную раздробленность
как закономерный этап в поступательном развитии производительных сил. Согласно
формационной схеме характерной чертой феодализма является замкнутость
хозяйственно-политических структур. Раздробленность при этом трактуется как
новая форма государственной организации, а главной причиной раздробленности
является господство замкнутого натурального хозяйства. Считалось, что натуральная
замкнутость отдельных земель давала возможность полнее использовать
хозяйственный местный потенциал. В период феодальной раздробленности Русь
трансформировалась в своеобразную федерацию княжеств и земель, среди которых
выделялись Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская
и Псковская феодальные республики. Выделение экономических причин из сложного
причинно-следственного комплекса было связано с унификацией российской
истории с западно-европейской (западно-европейский феодализм представлялся
наиболее типичной формой этой общественной формации). Согласно данной логике
раздробленность в период “среднего” феодализма — прогрессивное явление для
всех стран мира.
Локально-историческая теория изучает единство человека и его окружающей среды,
составляющее понятие локальная цивилизация.
Л.Н.
Гумилев (1912—1992) причиной гибели государства Киевская Русь считает спад
пассионарной энергии в системе этноса. Одновременно в конце XII века усилился
натиск половцев, который для ранее монолитной в военно-политическом отношении
Руси не вызывал бы особых трудностей. Половцы и внутренние усобицы разорили
Киев, привели его к упадку. Население Южной Руси переселялось в северные и северо-западные районы страны.
По мнению Л.Н. Гумилева, “к середине XIII века идея
объединения Руси уже стала полностью иллюзорной. Русь окончательно распалась
на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли”. Если следовать логике
Гумилева, то на территории Восточной Европы, не помешай монгольское нашествие,
через несколько веков возникли бы мощные
независимые государства.