Глава
2
Киевская Русь (xi—xii вв.)
и Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
причины принятия православия в киевской руси
(выбор веры)
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
Христианские
историки (А. В. Карташов и др.) считают, что принятие Владимиром I христианства,
а не ислама и иудейства в качестве государственной религии было обусловлено
давним проникновением христианства на территорию Восточной Европы. Владимир I
из всех вер выбрал самую правильную веру — христианскую православного толка.
Церковная
традиция относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях упоминается
хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство народов Восточной
Европы с христианством состоялось во времена готского государства (IV в.).
Однако процесс проникновения христианства был прерван вторжением гуннов.
Следующим этапом распространения христианства в Восточной Европе считается IX
век.
Материалистическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества.
Историки-материалисты
(Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.) считают, что при выборе государственной религии
князь Владимир I руководствовался только политическими мотивами.
Соседние
государства — исламская Волжская Булгария и иудейская Хазария — в этот период
были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств у князя и киевлян был
невелик.
Сложнее
обстояло дело с христианской верой. Христианская религия не едина. В середине
первого тысячелетия она разделилась на две ветви: западно-римскую —
католическую — и восточно-римскую — православную. В 1054 году дело дошло
до обоюдного предания анафеме (отречения от церкви). Обе ветви веры
претендовали на влияние в Восточной Европе. Но между ними в политическом
отношении имелась существенная разница.
Римский
папа требовал полного подчинения королей и императоров и тем самым возвышался
над ними как в религиозном, так и в политическом отношении. К тому же
католическая церковь считала богослужебным языком только латынь.
Патриарх
Константинопольский признавал определенную зависимость от императора и ставил
церковь на службу государству. Православная церковь допускала возможность
использования любых языков. Киевский князь выбрал, естественно, то, что ему
было выгоднее — православие.
Либеральное
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности.
Либеральные
историки (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) утверждают, что Владимир I сделал
роковую ошибку при выборе христианской веры. Владимир, приняв православие, а не
католичество, обрек народы Восточной Европы на “вечное” отставание от западных
стран. Народы Восточной Европы выпали из русла мировой цивилизации и бредут по
замкнутому кругу. Удел России — в деспотии власти и рабстве народов. В развитии
народов католичество отдает примат духовной власти (культуре, индивиду), а
православие — светской (государству, монарху). Принятие православия привело к
изоляции России от цивилизованного мира Европы.
влияние
норманнских и византийских культур
(вестернизации) на развитие народов и государств
на территории
Восточной Европы
Технологическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе.
Сторонники
технологическогонаправления (С. А. Нефедов и др.) считают, что распространение
каждого культурно-технологического круга связано с тем или иным
фундаментальным открытием, которое дает его обладателям преимущества перед
другими народами. Обладая этими преимуществами, народ-первооткрыватель
расселяется из мест своего обитания, покоряя или подчиняя своему влиянию другие
народы.
Фундаментальным
открытием, породившим волну завоеваний норманнов, был дракар — мореходное судно
с 40–70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара
было то, что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по
рекам, его можно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря
дракару норманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте — там, где
хотели; флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабили
города и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракар
позволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладая
преимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногих
областях — в Нормандии, в Сицилии, в Англии.
На
востоке Европы сложилась иная ситуация: здесь не было рыцарской конницы, и
благодаря своим мечам и кольчугам норманны-варяги обладали военным
превосходством над местным населением. В угро-славянском мире шведских
норманнов именовали “русью”, финское ruotsi до сих пор означает “швед, Швеция”.
Основной целью варягов было приобретение баз для набегов на Константинополь по
только что открытому волхово-днепровскому
пути. Продвигаясь по этой дороге, они основали базы в Холмгарде (Holmgard —
Новгород) и Каенугарде (Koenugard — Киев), которые стали центрами варяжского
владычества в земле славян. Из Киева-Каенугарда “русь” совершала непрерывные
набеги на Византию и по Дону и Волге — на Северный Иран. Еще одна база была
основана норманнами в Таматархе (Тмутаракани) в Крыму; этот город некоторое
время соперничал с Киевом.
К
чему, в конечном счете, привело распространение модернизации на Восточную
Европу норманнского культурно-технологического круга? Славяне и угро-финны были
покорены завоевателями, которые жили в укрепленных “градах”, собирали с
местного населения дань, захватывали рабов и продавали их в Константинополе и
Булгаре.
Со
временем, ассимилировавшись, варяги превратились в русских бояр, они
обосновались в бревенчатых замках, имели села с рабами, собственные дружины и
постоянно воевали друг с другом. Варяги не принесли
в Восточную Европу ни высокой культуры, ни сколько-нибудь прочной
государственной организации — по той причине, что сами ее не имели. Сохранился
лишь десяток скандинавских слов: “стяг”, “броня”, “багор”, “удел”, “город”,
“торг”, “тиун” (судья); слово “конунг” превратилось в “князь”, “викинг” — в
“витязь”. Скандинавский бог грозы и войны Тор превратился в славянского Перуна,
идол которого стоял на холме над Киевом и которому приносили человеческие
жертвы. В культурном отношении варяжское наследие в основном ограничивалось
военной техникой: ладьи-дракары, прямые “франкские” мечи, секиры, боевые ножи
скрамасаксы. Из военных традиций сохранился обычай совершать походы на
стругах-“дракарах” – запорожские и донские казаки, подобно варягам, ходили на
стругах к берегам Турции и Персии.
Скандинавское
происхождение имеет также система погостов, опорных пунктов, куда местное
население было обязано привозить дань. “Вотчина” боярина — это был
скандинавский “одаль”, “удел”, наследственное владение главы рода. Обычай
князей пировать с боярами и обсуждать дела в боярской думе восходит к
скандинавским дружинным традициям. Городское вече ведет свое начало от
скандинавского тинга.
Культурные
достижения России сторонники технологической теории связывают, в основном, с византийским влиянием и принятием
христианства. Византия принадлежала к римскому культурно-технологическому
кругу, и могущество этой державы вызывало попытки подражания со стороны русских
князей. Византийское влияние привело к принятию христианства, появлению на Руси
письменности, строительству каменных храмов и заимствованию отдельных элементов
греко-римской культуры. Распространение на Русь римского
культурно-технологического круга имело мирный характер и не оказало
существенного влияния на социальные отношения.