Глава
2
Киевская Русь (xi—xii вв.)
и Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
ОБЪЯСНЕНИЯ исторических фактов
В различных ТЕОРИЯХ
иЗУЧЕНИЯ
Каждая
теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную
связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой
исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
причины ВОЗНИКНОВЕНИя
ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
В
христианской историографии начало истории государства Киевская Русь связано с
принятием им истинной веры — христианства православного толка. Тысячелетняя
история Русской православной церкви (988) — это одновременно начало и история
русского, Российского государства. Российское государство постоянно расширяло
сферы влияния, территорию за счет приобщения к истинной вере иноверцев
(басурман), проживающих на территории Восточной Европы и Северной Азии.
Христианская
теория связывает возникновение Киева с пророчеством апостола Андрея
Первозванного. После вознесения на небо Иисуса Христа его ученики (апостолы)
разошлись по свету проповедовать новую веру. Апостол Андрей Первозванный (его
первого позвал Христос в ученики) в I веке был в Восточной Европе. Поднимаясь в
верховья Днепра, Андрей сделал остановку в районе сегодняшнего Киева,
благословил окрестные холмы и сказал: “На этих горах воссияет благодать Божия,
будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”.
Великие
киевские князья, Ольга, а затем ее внук Владимир I приняли христианство. В 988
году князь Владимир I начал крещение Руси. Согласно религиозному подходу, это
событие начинает отсчет исторического времени православного государства:
Киевского – Московского — Российского.
Всемирно-историческая теория. В стенах Российской академии наук в XVIII веке родилась
“норманнская теория”, согласно которой Киевское государство было создано
норманнами-варягами2 . Родоначальниками этой теории выступали З.
Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И.
Миллер.
Против
этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М.
Ломоносов, который положил начало полемике между “норманнистами” и
“антинорманнистами”. М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о
создании государства варягами. Особое внимание Ломоносов уделил происхождению
термина “русь”. Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги
= скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к
наименованию южно-славянского племени “роксоланов”, широко используя при этом
данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову,
тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря,
получив там название “варяги”.
Полемика
между “норманнистами” и “антинорманнистами” обозначилась по ряду вопросов: 1)
Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь? 2) Термин
“русь” является словом скандинавского или иного происхождения?
Наибольшей
остроты дискуссия достигла в середине XIX века, когда в защиту “норманнской”
теории выступили датский историк, профессор Копенгагенского университета В.
Томсен и русский историк, академик
А. Куник. В работе В. Томсена “Начало русского государства” (1891 г.) были
сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории. После выхода в
свет этой работы многие ученые пришли к выводу, что норманнское происхождение
Русского государства можно считать доказанным.
Вместе
с тем ряд историков XIX века стояли на позициях воинствующего
“антинорманнизма”. В частности, Гедеонов в своем двухтомном труде “Варяги и
Русь” (1876) подверг критике взгляды норманнистов и привел ряд доказательств
местного происхождения термина “русь” и присутствия его в Восточной Европе с
очень давних времен.
После
1917 года в зарубежной литературе, как и в российской дореволюционной,
продолжало преобладать либеральное направление
всемирно-исторической теории образования государства Киевская Русь. В основе ее
лежала идея французских просветителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо, Вольтера и др.
об общественном договоре как основе образования государства.
В то
же время у части зарубежных историков норманнская теория подверглась
политизации. Неприятие западным обществом советского государства переносится
и на историю. В 30-е годы норманнизм приобретает антиславянскую
направленность, доказывающую неспособность народов Восточной Европы
самостоятельно создать свое государство, свою культуру. “Расцветает”
расистская теория неполноценности народов.
Материалистическое
направление становится официальным
в советский период. В соответствии с историко-материалистической заданностью
определение государства наполняется следующей трактовкой: “государство
никаким образом не представляет из себя силы, извне навязанной обществу, а
является продуктом его длительного развития” (Ф. Энгельс).
Выстраивается
следующая схема: племенные княжения (союзы племен), формирование Северного и
Южного образований, Русское государство (Киевская Русь). Схема постоянно
уточняется и детализируется. Так, государство возникает на восточно-славянской
основе, но со значительным участием чудских племен и скандинавских наемных
дружин. Норманны явились сюда после того, как социально-экономические, политические
и духовные предпосылки создания государства в Восточной Европе уже сложились.
В этой трактовке роль варягов-норманнов в образовании государства становится
несущественной.
Советские
историки (Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов и др.), признав, что государственность —
процесс не одномоментный, а итог длительного эволюционного3
развития, разошлись в определении места первоначального возникновения
государства. Одни исследователи считали, что процесс становления Русского
государства сначала развернулся на Юге, и лишь позднее — на Северо-Западе4 ,
другие — на первое место среди этапов формирования государственности ставят
образование северного суперсоюза и только после этого — “грандиозного
суперсоюза” с центром в Киеве. Однако все историки признают, что процесс
объединения завершился походом северной части русских на Юг, победой северян и
подчинением Южной Руси. Столицей объединенного государства стал Киев.
Марксистская теория происхождения государства
сняла остроту обсуждения термина “русь”.
Термин “русь” варяжского происхождения, но ставший этнонимом собирательного
характера, стали связывать с проблемой этнонимии. Утвердилось мнение, что
используемые применительно к самым различным, чаще неродственным, народам
этнонимы “скифы”, “киммерийцы”, “гунны”, “франки” и другие носят собирательный
характер. Жители государства Киевская Русь по названию государства назывались
русскими.
В локально-исторической литературе
Восточная Европа и Северная Азия рассматриваются как единое пространство (“месторазвитие”),
заполненное сменяющими друг друга локальными цивилизациями, государствами. Так
на протяжении тысячелетий на едином “месторазвитии” сменилось много
государств: Скифское, Готское, Хазарское, Киевское, Золотоордынское и другие.
Все государства Восточной Европы и Северной Азии были многонациональные, а
политическое лицо государства, его название определял народ, становившийся во
главе его.