Глава
2
Киевская Русь (xi—xii вв.)
и Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
После объединения восточных славян под
своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным
богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько
богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун.
Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у
каждого из них был свой главный бог-покровитель. Присоединенные народы
согласны были платить дань, но подчинить своего бога чужому — Перуну — было
выше их сил. После убийства древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе
религии пришлось отступить. В договоре с Византией (971 г.) наряду с Перуном
упоминается и другой языческий бог — Велес.
В 980
году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе
язычества — «Поставление кумиров». Она тоже оказалась неудачной. Выход был
возможен в принятии одной из мировых религий.
«Повесть
временных лет» рассказывает, как князь Владимир I выбирал веру. Выслушав
представителей различных религий — иудейской, мусульманской и христианской,
Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка (988).
Еще
задолго до княжения Владимира I началось крещение русов, о чем свидетельствует
«Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия. По его сведениям, в
866—867 гг. была крещена дружина князей Дира и Аскольда. Однако это еще не
означало, что христианство стало государственной религией на Руси. Можно
говорить лишь о появлении на Руси христианской общины, центром которой стал
Киев. В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и
Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увеличилась.
Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная церковь святого Ильи.
Известно также, что вдова Игоря — княгиня Ольга — крестилась в Царьграде в 957
г.
Княгиня
Ольга пыталась крестить и своего сына Святослава, но из этого ничего не вышло.
После
смерти Святослава князем Киевским стал его старший сын Ярополк, по своим
убеждениям — христианин, однако позднее он был вынужден уступить власть
Владимиру. Как бы то ни было, к моменту принятия христианства на Руси были уже
достаточно хорошо знакомы с основами православия. По летописи, крещение киевлян
произошло летом 988 года. Принятие христианства имело важные последствия:
князья получили идейную основу для утверждения государственной централизации.
Новую
веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию
страны. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в
крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко
где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при
помощи дружины из Киева. Первые два епископа, Федор и Илларион (XI в.), ничего
не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить
к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси.
Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.
Формирование
церковной структуры Киевской Руси происходило в Х—XII вв. Была создана Киевская
митрополия Константинопольской патриархии.
Первым
митрополитом был Михаил (988—992 гг.). Местом пребывания митрополичьей кафедры
стал собор Святой Софии. В важнейших центрах государства — в Чернигове,
Полоцке, Новгороде, Смоленске — были созданы епископии, подчиненные киевскому
митрополиту.
В
первое время русская православная церковь существовала на средства государства.
На ее содержание выделялась 1/10 часть от всех даней, от княжеского суда и от
торговых пошлин. С середины XI века упоминаются первые монастыри, в том числе
знаменитая Киево-Печерская лавра. Для обеспечения монастырей князья даровали им
села с крестьянами.
Крещение
Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь
вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к
знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной
страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов,
паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической
службы.