Глава
2
Киевская Русь (xi—xii вв.)
и Удельная Русь
(xii—xiii вв.)1
Составной частью государственного
устройства является идеология. У древних народов идеология воплощалась в
религии, вере.
В сохранившихся
древних памятниках во времена, предшествовавшие христианизации, можно выделить
несколько религиозных культов. Один из них — это семейно-родовой культ предков.
Центральное место в этом культе отводилось почитанию Рода и Рожаниц —
охранительниц семьи. Семейно-родовой культ предполагает почитание умерших
предков. Покойники делились на чистых и нечистых.
«Чистые»
покойники — это умершие люди от болезней или по старости. Они назывались
«родителями» и почитались. На «родителей» смотрели как на покровителей семьи.
Покойника достойно провожали в мир иной. Население Восточной Европы знало
кремацию и захоронение, верило в загробную жизнь. Язычники считали, что как
человек жил в этом мире, так он должен жить и в мире потустороннем. Покойника
сопровождала жена или наложница, которых убивали; убивали лошадей, иногда
рабов. В могильных курганах находят оружие, посуду, украшения. Два раза в году
славяне отмечали праздник Дедов с обильной трапезой.
Другое
отношение было к покойникам «нечистым» — самоубийцам, умершим колдунам. Их
называли «навьи» и «упыри». Хоронили их подальше от селений. Считалось, что они
могут вызвать голод, мор, засуху.
Защитой
от злых сил служили нательные обереги, вышивка на рубахах по вороту и подолу,
заговоры.
К
семейно-родовому культу относится почитание Домового (Доможила, Дедушки,
Хозяина, Суседко и пр.). Он считался невидимым покровителем семьи, заботящимся
о благополучии хозяйства.
Покровителем
рода, семьи, охранником границ родовой территории был Чур. То, что этот
покровитель относился к родителям, предкам, видно из слова «пращур».
Другой
порядок верований — это почитание видимой природы — общинные и аграрные культы.
У славян во главе богов стоял Сварог — бог неба. Его сыновья Сварожичи — солнце
и огонь — были источниками света и тепла. Богом солнца был Даждьбог, ветра —
Стрибог, покровитель скотоводов, купцов и дружинников — Велес, покровительницей
женского труда была богиня Макош.
Постепенно
с усилением власти князей на первое место выдвигается бог молнии и грома Перун,
который потом сливается со Сварогом. К IX веку Перун стал самым грозным богом,
только ему приносились человеческие жертвы.
Покровителями
земледельческого труда были бог плодородия — Ярила, бог летнего травоцветения —
Купала, зимнее божество — Коляда, Авсень — символ начала весны.
К
низшей мифологии относятся разные слои нечистой силы: лешие, водяные, русалки,
кикиморы, полевики и др.
Языческие
боги были известны всем славянским племенам. Но у каждого племени был свой
главный бог-покровитель. Известно, что у полян главным богом был Перун, у
новгородских словен — Велес.