Глава 1
Древние государства
и движение народов
(до х
века)1
ПРИЧИНЫ великоГО
переселениЯ народов
Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу.
Историки
религиозной теории причину Великого переселения народов связывают с рождением Иисуса
Христа. По логике христианских богословов, в смене этнической картины в Европе
после Великого переселения с наглядностью проявилось Божественное Провидение:
“старые” народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных
времен. На историческую арену пришли “новые” народы, составляющие основу
сегодняшних государств. Новая христианская эра стала временем торжества
евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству.
В Евангелии от Луки, глава 1, стихи 26—35, записано: “Бог послал в этот
греховодный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти
человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило
новое время. Даже наше летосчисление начинается с рождения Иисуса Христа”.
Историки всемирно-исторической теории главным двигателем перемещений народов считают “потребность
в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении
хозяйства”.
В материалистическом
направлении выделяются такие причины, как разложение первобытнообщинного
строя и появление частной собственности, формирование крупных племенных союзов,
возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению
власти.
В технологическом
направлении причина Великого
переселения народов видится в серии фундаментальных открытий — в изобретении
стремени, седла и сабли. Эти изобретения обеспечили военное превосходство
кавалерии азиатских кочевых народов и породили волну военной экспансии
кочевников, распространявшуюся с востока на запад.
Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие
локальная цивилизация.
Теория
наиболее ярко представлена учебным пособием Л.Н. Гумилева (1912—1992)6,
согласно которому резкая активизация
этносов связывается с “пассионарным взрывом”, то есть всплеском жизненной
энергии “молодых” народов на фоне определенной инерционности исторически
“старших” этносов.
Локально-историческая
теория предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из
когда-либо существовавших на планете. По этой теории, каждый народ занимает
свою природно-экологическую и историческую “нишу”.
формирование
восточных славян
в технологическом направлении
всемирно-исторической
теории
Историки направления обращают внимание, что в процессе
формирования восточно-славянского этноса, помимо славян, принимали участие и
другие народы. В культуре восточных славян отмечены следы скифо-сарматского
влияния, имена некоторых славянских богов — Хорс, Симаргл, Вий — имеют
скифо-сарматское (индоиранское) происхождение. К иранским языкам восходят слова
готского происхождения (“хлеб”, “изба”, “князь”), имеются отдельные
финно-угорские заимствования (например, слово “витязь”). Смешение с
финно-угорскими народами сказалось на расовом типе восточных славян. Сильными
были и хазарские влияния; как известно, славяне долгое время платили дань
хазарам, а киевского князя именовали “каганом”.