Глава 1
Древние государства
и движение народов
(до х
века)1
Финно-угорские народы. «Повесть временн‹х лет» перечисляла народы, которые отдавали
дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь,
литва, зимигола, корсь, норова, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу
данников Руси мещеру. Все эти народы поддерживали активные хозяйственные связи
со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы
культурно-бытового заимствования, заключались смешанные браки. Некоторые финские
(меря, мещера, мурома) и балтские (голядь) народы полностью растворились в
славянском этническом массиве. М.Н. Покровский считал: «В жилах великороссов
течет 80% финской крови». Шел процесс образования нового этноса, впоследствии
получившего название «русский». В.О. Ключевский утверждает, что
ассимиляция шла мирно. Волны славян -переселенцев перекатывались через
финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села,
хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры,
муромы на единый язык. Большинство финно-угров крестились по православному
обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались
братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в
Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов
находилось
в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.
Финно-угорское
влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике
(Москва, Ока, Сылва, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Весьегонск и т.п.), в
великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской
мифологии (водяные, лешие, русалки — калька с финских представлений), в
характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и
т.д.).