Глава 1
Древние государства
и движение народов
(до х
века)1
Хазарское государство возникло около VII века в прикаспийской части Северного
Кавказа и на Нижней Волге. В течение двух веков власть хазар распространилась
на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу.
В
Хазарии были крупные города: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле современного
Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической
пестротой и достигало 100 тысяч человек), Таматарха и Фанагория на Тамани,
Саркел и др. Развитие городов отражало характер хазарской экономики, которая
держалась не столько на традиционном для тюрок скотоводстве, сколько на
использовании географических выгод и контроле торговых путей Азии и Европы. Носители
религии арабы. Дело в том, что в VII—VIII веках арабы завоевали
Средиземное море (Восточное и Южное), прекратив этим торговлю между Востоком и
Западом. «Великий шелковый путь» сменил вектор движения. Торговые пути пошли
через Волгу (Итиль — хазарская река) — серебряный путь и Днепр (Борисфен) —
парчовый путь. Взимание больших таможенных пошлин составляло важную статью
доходов государства.
И
кагану, и купеческой верхушке Хазарии крупные барыши приносила работорговля,
заставлявшая охотиться за «живым товаром».
Тесно
связана была с принципами экономики Хазарии ее внешняя политика. Но этими
принципами ущемлялись соседи хазар, что неизбежно вело к обострению отношений.
Некоторое время Хазарский каганат владел политической гегемонией на
Восточно-Европейской равнине. В вассальной зависимости от него находилась
Волжская Булгария. Хазарские войска под руководством Песаха в 940 г. дошли до
Киева и обложили русское княжество данью. Хазария в IX—X вв. была одной из
самых богатых и сильных стран Евразии. Орудиями хазарской политики были наемное
войско и дипломатические интриги, направленные в числе прочего на сталкивание
печенегов и византийцев с Русью. Напряженными были отношения Хазарии с Арабским
Халифатом, нанесшим ей ряд военных ударов. Обострялись споры и с Византией по
поводу смежных районов в Крыму.
Враждебные
отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское
правительство в начале IX века к серьезному политическому шагу — официальному
принятию иудаизма — религии, в одинаковой мере холодно воспринимаемой и в
Византии, и в Халифате. Каган Обадия, обращаясь в иудейство, надеялся на
укрепление своих позиций за счет поддержки влиятельной иудейской
торгово-ростовщической верхушки Халифата.
Надежды
кагана, однако, не оправдались. До принятия иудаизма в Хазарии наблюдалась
религиозно-этническая пестрота, но и новая религия с ее догматом избранности не
могла объединить все народы, входившие в состав каганата. Иудаизм оторвал
кагана и его окружение от провинциальной знати и еще более отдалил от народа.
Против правительства образовался своеобразный
христианско-мусульманско-языческий союз. Междоусобицы сильно ослабили
государство, что усугубилось проникновением в его пределы кочевых орд мадьяров
и печенегов. Часть Хазарии отошла к арабам. Началась война с заметно окрепшей
Киевской Русью.
В 965
году киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, от которого она уже
не смогла оправиться. Сын Святослава Владимир подавил остатки хазарской
государственности. Распалась и этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар
смешались с другими тюркскими народами, стали составной частью возникшего
позднее русского народа. Иудео-хазары эмигрировали в Западную Европу, а частью
рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились
в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы).