Глава 2
Историческая психология народа. Природно-климатические условия России далеко не однозначны.
Поэтому говорить о возникновении единой психологии народа едва ли возможно. В
условиях Севера и Сибири жизнь и труд людей были в значительной степени связаны
с охотой и рыболовством, с работой в одиночку, что требовало мужества, силы, выносливости
и терпения. Многодневное отсутствие общения приучало к замкнутости,
молчаливости, а напряженный труд — к размеренности и неторопливости.
Для
сельскохозяйственного населения характерен «рваный» ритм труда. В течение
короткого капризного лета нужно было посеять, вырастить и убрать урожай,
посеять озимые, заготовить корм для скота на целый год и выполнить множество
других хозяйственных работ. Трудиться приходилось много и споро, удесятеряя
свои усилия в случае обильных и несвоевременных дождей или раннего заморозка.
После того, как осенью работа заканчивалась и в ней наступал перерыв, люди
стремились сбросить с себя накопившуюся усталость. Ведь и само по себе
окончание работы — праздник. Поэтому и расслабляться, и праздновать умели шумно
и ярко, с размахом. «Зимний» цикл формировал спокойствие, неторопливость,
размеренность, а как крайние проявления — медлительность и лень.
Из-за
непредсказуемости погодных условий крестьянину трудно было что-либо заранее
спланировать и рассчитать. Поэтому российскому человеку мало свойственна
привычка к равномерному систематическому труду. Капризная погода породила и
еще одно малопонятное западноевропейцу явление — русское «авось».
Природно-климатические
условия столетиями формировали повышенную работоспособность, выносливость и
терпение народа. Народ отличался способностью к концентрации физических и
духовных сил в нужный момент, умением «собраться в кулак» и совершить
сверхусилие тогда, когда, кажется, уже все ресурсы человека исчерпаны.
По
своему характеру человек, живущий на территории Евразии, — это человек
крайностей и систематических бурных переходов, шараханий из одной стороны в
другую. Потому-то «русские медленно запрягают, но быстро едут» и «либо грудь в
крестах, либо голова в кустах».
Важным
фактором, сказавшимся на духовности, была территория. Необъятность,
бескрайность земли, безграничность равнинных просторов определили широту
натуры человека, распахнутость души, постоянную устремленность в безоглядную
даль, в бесконечность. Движимый самыми разными причинами, он всегда стремился
на край и даже за край света. Это формировало ведущую черту духовности,
национального характера — максимализм, доведение всего до границ возможного,
незнание меры. Евразия, расположенная на стыке континентов Азии и Европы, в
течение тысячелетий была ареной масштабного «слияния» разных народов. В
сегодняшней России трудно найти человека, у которого нет генов, «не смешана
кровь» нескольких древних народов. Только учитывая многополярный характер
сегодняшнего россиянина, воспринимаются слова поэта Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Овладение
новыми территориями, необъятность земель создавали возможность непрерывного
переселения людей. Этот процесс позволял самовыразиться всем неуемным,
непоседливым натурам, гонимым и угнетенным, помогал реализовать свое стремление
к воле.
Воля
в представлении российского человека — это, прежде всего, возможность жить
(или пожить) согласно своим желаниям, не тяготясь никакими социальными узами.
Российская воля и западноевропейская свобода отличаются. Воля — всегда
только для себя. Волю стесняют равные, стесняет и общество. Воля торжествует
или в уходе из общества, или во власти над ним. Личная свобода в Западной
Европе связана с уважением к чужой свободе.
Воля
в России — широко распространенная и первая форма протеста, бунт души. Бунт ради
освобождения из-под психологического гнета, от стресса, возникающего из-за
непосильного труда, лишений, притеснений... Воля — страсть творческая, в ней
распрямляется личность. Но она и разрушительна, поскольку психологическую
разрядку часто находят в материальном разрушении, в том, чтобы, отдаваясь
собственному максимализму, крушить все подряд, что попадет под руку — посуду,
стулья, барскую усадьбу. Это — буйство эмоций при незнании других форм
протеста, это — бунт «бессмысленный и беспощадный».
Огромная
территория и суровые природные условия определили образ жизни и соответствующую
ему духовность, венцом которой явилась общая вера в Бога, вождя, коллектив8 .
Потеря этой веры вела к крушению общества, к гибели государства, потере
личностных ориентиров. Примеры тому: Смута начала XVII века — отсутствие
«природного» царя; февраль 1917 года — разрушение веры в справедливого,
заботливого монарха; рубеж 90-х годов — потеря веры в коммунизм.
Таким
образом, для понимания и отражения процессов, протекающих на территории
России, необходимо учитывать историческое пространство: взаимосвязь природных,
географических, хозяйственных, политических, психологических и других
факторов. В то же время факторы исторического пространства нельзя рассматривать
как «застывшие», навсегда данные. Они, как и все остальное в мире, находятся в
движении, подвержены изменениям в историческом времени.