Глава 2
Политическая система. На территории Восточной Европы и Северной Азии
хозяйственная деятельность требует усилий большого количества людей, подчиняя
их единой воле. Она исторически сформировала деспотическую форму
государственной власти и коллективистскую психологию народа. Семейная община
славян — это объединение многих родственников как совместных владельцев земли.
В Восточной Европе возникла политическая система, основанная на общинной собственности
на землю, а в Западной Европе — на частной собственности. В Германии община-марка являлась добровольным объединением
самостоятельных общинников, индивидуально владеющих земельными участками. В
Западной Европе, где природно-климатические условия давали возможность ведения
индивидуального хозяйства, возникли демократические традиции власти и сложился
индивидуалистический характер людей.
Современный
американский историк Ричард Пайпс отмечает, что скудость земли и суровые
природно-климатические условия (только 1% сельскохозяйственных угодий в
России имеют оптимальное соотношение качества почвы, тепла и влаги, а в США —
66 %), систематически повторяющиеся неурожаи давно приучили крестьян к работе
и жизни сообща, к совместному преодолению безжалостных сюрпризов погоды.
Решение всех вопросов на сельском сходе, общинное владение землей, совместное
выполнение всех повинностей и уплаты налогов сформировали в течение столетий
коллективистскую психологию россиянина. Общинная жизнь большей части населения
страны породила уникальную в своем роде советскую власть. Советы оставались
все теми же сельскими сходами, только переименованными.
Большинство
крестьян примирилось с коллективизацией, так как ее идея чем-то напоминала
хорошо знакомую общинную коллективность. Невозможно себе представить, что
власть была в состоянии превратить крестьян в колхозников без опоры на
общественные идеалы, без использования неприязни крестьян к богачам. В стране,
где крестьянство составляло большинство (в 1926 г. в деревне проживало 82%
населения), единодушное сопротивление коллективизации могло бы вмиг смести
государство с лица земли. Да и вряд ли нашлось бы такое правительство, которое
попыталось бы совершить такой шаг, не будучи уверенным в значительной
поддержке.
Общинное
владение землей не способствовало формированию чувства хозяина, уважительного
отношения к частной собственности. Наоборот, веками оно формировало
уравнительные тенденции, направленные, прежде всего, на защиту бедных, на
помощь им за счет зажиточных крестьян.