Глава
1
1 Материал главы 1 части I с небольшими изменениями взят из учебного пособия: Многоконцептуальная история России. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000. С. 8-27.
2 Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю.
3
В исторической науке выделяются простые и сложные исторические факты. Если
первые сводятся к событиям, происшествиям (общепринятым истинам), то вторые уже
включают в себя момент истолкования — интерпретации. К сложным историческим
фактам относятся такие, которые объясняют процессы и исторические структуры
(войны, революции, крепостничество, абсолютизм). В целях четкого разведения
научных категорий мы считаем возможным говорить лишь о простых фактах —
общепризнанных истинах.
4 Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы.
5 Методология — учение о научном методе познания; метод (от греч. methodos) — путь исследования, теории, учения. Интерпретация — истолковывание.
6 Теория – система
основных идей в той или иной отрасли знаний.
7 Резкий переход в нашей
стране в начале 90-х годов ХХ века с историко-материалистической на
историко-либеральную теорию вызвал “феномен” “белых пятен” в изложении истории. В настоящее время идет
процесс подбора фактов в русле историко-либеральной теории, связанных с
деятельностью отдельной личности.
8 Каждая из теорий вводит
специфические понятия, а общеупотребляемые – наполняет своим смыслом.
Например, понятия: “государство”, “классы”, “демократия” и др.
9 Мировоззрение человека — совокупность сознания и психолого-биологических факторов. Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль.
10 Общественно-экономическая формация — понятие, используемое для характеристики исторически определенного типа общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического), в соответствии с которым определенный способ производства рассматривается как основа социально-исторического развития.
11 Производительные силы — система субъективного (человек) и объективного (вещество, энергия, информация) элементов производства.
12 Производственные
отношения — совокупность материальных, экономических отношений между людьми в
процессе общественного производства и движения общественного продукта от
производства до потребления.
13 Историко-либеральное направление выявляет в “своем” историческом процессе альтернативы развития, а историко-материалистическое — в “своем” историческом процессе закономерности развития.
14 Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, “святости”.
15 Историко-либеральное
направление, основой которого является прогрессивное, эволюционное развитие,
придерживается такой же периодизации.
16 Модернизация —
прогрессивное изменение.
17 Локальная цивилизация —
регион мира, в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от
других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей,
особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией.
18 В Евангелии от Матфея
сказано: “Никто не может служить двум господам — Богу и мамоне: ибо или одного
будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.” Матф., II, 24. (Мамона —
богатство.)
19 “Природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник”. И.С. Тургенев. “Отцы и дети”. (Фраза
Базарова.)
20 Природа Храм и человек
часть Храма. В конце XX века в условиях экологического кризиса, ведущего к
гибели планеты, локально-историческая теория в странах Западной Европы и
Северной Америки сменила либеральную теорию. Быстро растет политическое влияние
защитников окружающей среды — Зеленых (Гринпис).
21 Эклектизм (от
греческого eklektikуs — выбирающий) —
механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов,
взглядов и т.п.
22 Публичные политики,
пропагандируя исторический опыт в русле своих идей, “осовременивают” события,
игнорируя исторические законы — время и пространство.