Глава
1
Понятийный аппарат истории
(каждая из теорий изучения вводит свои
специфические понятия,
а общепринятые наполняет своим смыслом)
Государство:
1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо
и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор.
Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях
великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и
древние, государствами. (Либеральное
направление всемирно-исторической теории.)
2) Государство — это политическая система, направленная на
подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории
Восточной Европы является Киевская Русь, а до нее были только племена и
племенные союзы. (Материалистическое направление
всемирно-исторической теории.)
Классы:
1) Зарождение классов связано с возникновением частной собственности,
отсюда уничтожение частной собственности означает ликвидацию классов. В
мировой истории существовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные —
феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагонистические
(непримиримые). (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
2) Классы — это большие
группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного
производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли
общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе
к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со
становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические
(сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления
всемирно-исторической теории.)
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
№
1. Что изучает наука история?
Объект |
История (прошлое) |
Субъект
- предмет |
Происходит выделение человеком-историком главного,
ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в
качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни
человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения
отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни |
№ 2. Научные категории
истории
Факт Пространство
№
3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные предметы изучения при систематизации
для последующего
анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета |
Движение человека к Богу. Спасение Души |
Общемировое развитие, прогресс человечества |
|
Единство человека и среды его обитания |
№ 4.
Теории изучения
Теории
изучения исторических фактов |
Религиозно-историческая
(Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾
Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая
ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая
(Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾
гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни) |
№ 5.
Различия в теориях изучения
Название теории
|
Принципы теории |
Главное в теории |
Религиозно-историческая
(Христианская) |
Вера в Бога,
вечность человеческой Души и кратковременность жизни. |
Главное в истории – это суть выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу. Сегодня из
6 млрд. населеня Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души. В их числе
почтивсе монархи и президенты, многие деятели науки и культуры. К старости
более 90% людей планеты верят в вечность Души. |
Всемирно-историческая: |
Общемировое
развитие, прогресс человечества и, прежде всего, пргресс человеческого
разума, сознания. |
Гланым в
истории человечества считаетсч прогресс. Ведущий фактор прогресса – социальный. Развитие прогресса по возрастающей
приведет к абсолютному господству человека над природой. |
Локально-историческая |
Единство человека и его среды обитания |
Главным в истории считается гармония биосферы,
где челоек и его среда обитания являют неразрывное целое. Ведущий фактор
гармонии биосферы – биологический. Прогресс является прдуктом человеческой
деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется в ходе прогресса,
а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих инстинктов.
|
№ 6. Взаимная
непримеримость теорий
Название теории
|
Предмет изучения |
Критика
одной теории с позиций другой теории |
Религиозно-историческая
|
Движение
человека к Богу. |
Всемирная и локальная теории считают религиозную теорию ненаучной, ложной. Естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души. |
Всемирно-историческая |
Общемировой
прогресс |
Локальная теория считает всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс не главное в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности. Прогресс почти не сказывается на биологической сущности человека. |
Локально-историческая |
Единство
человека и его среды обитания |
Всемирная теория считает локальную теорию
ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует биологические инстинкты и
не уделяет должного внимания техническому и социальноми прогрессу. |
№ 7. Всемирно-историческая теория
Предмет
изучения – общемировой прогресс
человечества |
Направления изучения
|
Европоцентризм Передовые регионы |
– Материалистическое Отдает приоритет в
изучении прогрессу – революции общества,
общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе.
(Рассматривает человека в обществе.) Во всех странах закономерна революционная
смена общественно-экономических формаций и возникновение бесклассового
коммунистического общества. Процесс смены общественно-экономических формаций
в Европе происходит ранее, чем в других регионах.
|
– Либеральное Отдает приоритет в
изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению ее
индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления
человека обществу, человек и
общество).
Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная. В результате прогресса во всех странах победит цивилизованная альтернатива развития.. |
|
– Технологическое Отдает приоритет в
изучении прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек и
техника). Все страны на основе научно-технического прогресса в результате конвергенции (слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического строя государств. |