Переход на главную страницу

Глава 1

 

 

 

Понятийный  аппарат  истории

 

(каждая из теорий изучения вводит свои специфические понятия,

а общепринятые наполняет своим смыслом)

 

Государство:

1) Французские просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное направление всемирно-историче­ской теории.)

2) Государство — это политическая система, направлен­ная на подавление одного класса другим. Отсюда, первым государством на территории Восточной Европы является Ки­евская Русь, а до нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое направление всемирно-исторической теории.)

 

Классы:

1) Зарождение классов связано с возникновением част­ной собственности, отсюда уничтожение частной собственно­сти означает ликвидацию классов. В мировой истории суще­ствовали классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты. Это классы — антагони­стические (непримиримые). (Материалистическое направление всемирно-историче­ской теории.)

2) Классы — это большие группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного бо­гатства, которой они располагают. Классы возникают при пе­реходе к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистиче­ские (сотруд­ничающие). (Либеральное и технологическое направления все­мирно-исторической теории.)

 

СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

 

№ 1. Что изучает наука история?

 

 

Объект
изучения

История (прошлое)
человечества

Субъект - предмет
изучения

Происходит выделение человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения) зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни

 

№ 2. Научные категории истории

Движение         Время

Факт          Пространство

Теория

 

№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)

 

Многочисленные предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три принципиально несхожих предмета

Движение человека к Богу. Спасение Души

Общемировое развитие, прогресс человечества

Единство человека и среды его обитания

 

 

  4. Теории изучения

 

Теории изучения исторических фактов

Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа)

 

Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)

 

Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

 

  5. Различия в теориях изучения

 

Название теории

Принципы теории  

Главное в теории

Религиозно-историческая

(Христианская)

Вера в Бога, вечность человеческой Души и кратковременность жизни.

Главное в истории – это суть выделение человека из животного мира греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к Богу.

Сегодня из 6 млрд. населеня Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души. В их числе почтивсе монархи и президенты, многие деятели науки и культуры. К старости более 90% людей планеты верят в вечность Души.

Всемирно-историческая:

Общемировое развитие, прогресс человечества и, прежде всего, пргресс человеческого разума, сознания.

Гланым в истории человечества считаетсч прогресс. Ведущий фактор прогресса – социальный.  Развитие прогресса по возрастающей приведет к абсолютному господству человека над природой.

Локально-историческая

Единство  человека и его среды обитания

Главным в истории считается гармония биосферы, где челоек и его среда обитания являют неразрывное целое. Ведущий фактор гармонии биосферы – биологический. Прогресс является прдуктом человеческой деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется в ходе прогресса, а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих инстинктов.

 

  6. Взаимная непримеримость теорий

 

Название теории

Предмет изучения

 

Критика одной теории с позиций другой теории

Религиозно-историческая

 

Движение человека к Богу.

Всемирная и локальная теории считают религиозную теорию ненаучной, ложной. Естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у человека Души.

Всемирно-историческая

Общемировой прогресс

Локальная теория считает всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс не главное в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности. Прогресс почти не сказывается на биологической сущности человека.

Локально-историческая

Единство человека и его среды обитания

Всемирная теория считает локальную теорию ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует биологические инстинкты и не уделяет должного внимания техническому и социальноми прогрессу.

 

№ 7. Всемирно-историческая теория

 

Предмет изучения  – общемировой прогресс человечества

Направления изучения

Европоцентризм

Передовые регионы
(Западная Европа и Северная Америка) и отсталые, догоняющие регионы (Восточная Европа, Азия, Африка и др.)

– Материалистическое

Отдает приоритет в изучении прогрессу – революции  общества, общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе. (Рассматривает человека в обществе.)

Во всех странах закономерна революционная смена общественно-экономических формаций и возникновение бесклассового коммунистического общества. Процесс смены общественно-экономических формаций в Европе происходит ранее, чем в других регионах.

– Либеральное

Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению ее индивидуальных свобод. (Элемент  противопоставления человека  обществу, человек и общество).

Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая – нецивилизованная. В результате прогресса  во всех странах победит цивилизованная альтернатива развития..

– Технологическое

Отдает приоритет в изучении прогрессу – технологическому, научным открытиям. (Человек и техника).

Все страны на основе научно-технического прогресса в результате  конвергенции (слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического строя государств.

Hosted by uCoz